Одному из самых интересных отечественных режиссеров Дмитрию Богомазову 14 февраля исполняется пятьдесят лет. Я встретился с ним в Театре на Левом берегу Днепра, где он репетирует спектакль "Веселье сердечное, или Кепка с карасями" по прозе Юрия Коваля. Поскольку я уже перешагнул пятидесятилетний рубеж, то мог поделиться с товарищем своим опытом встречи юбилейной даты – знаю, как не просто бывает человеку выбрать достойный вариант ее празднования. К сожалению, дальше посещения ресторана или корпоративной пьянки воображение большинства людей не идет.
Чтобы избежать подобного пошлого сценария, я уехал с семьей в Индию, где в рождественские праздники несуетно встретил пятидесятый день своего рождения на берегу океана, в священном городе Джаганнатха-пури. Близость древнейших храмов и скромность трапезы (молодая картошка, салат из свежих огурцов, помидоров и молодой капусты, плюс экзотические индийские яства – и все это в январе), создали особую атмосферу... Впрочем, день рождения на этот раз не у меня, а у Дмитрия Богомазова. Так что слово ему.
– Увы, у меня уехать в Индию не получится, я свой юбилей встречу в работе. У нас с женой была мысль поехать в Рим, но вышло так, что я репетирую спектакль, поэтому никуда из Киева сейчас уехать не получится. Хотя мысленно оказаться в Риме я могу. Мне легко это сделать, у меня воображение хорошее, поэтому в день своего рождения смогу позволить себе такую роскошь – полчасика мысленно погулять по Риму. Нумерологией я не занимался, не знаю, что стоит за цифрой 50, но чувствую, что это какой-то серьезный рубеж.
– Ты со своей женой Леной, которая много лет является и твоим помощником в вопросах творческих, можете служить примером верности и семейного счастья. Как тебе, режиссеру, которого постоянно окружают красивые актрисы, удалось избежать неизбежных в этом случае соблазнов?
– Да, мы уже женаты около тридцати лет… Что касается соблазнов, то они, конечно, могут возникнуть, если у кого-то есть что-то лучшее, чем у тебя. Например, машина. Хотя с другой стороны, машина должна ехать, и если твоя машина на ходу, то глупо завидовать обладателю более роскошного автомобиля. У меня замечательные жена и сын. Петр, к слову, является художником спектакля, который я сейчас репетирую. Все вместе мы составляем прекрасную семью, поэтому у меня нет причин завидовать кому-то, мне не хочется убегать куда-то. Так что меня соблазнить не так просто. При этом, я вижу, что в мире есть много прекрасного. В связи с этим мне вспоминается "Дон Кихот". Там есть сцена, когда селяне хотели побить каменьями молодую пастушку за то, что она отвергла ухаживания молодого любовника, и он сбросился с кручи. Дон Кихот сказал, чтобы они не трогали ее, объяснив, что красота подобна огню или мечу, поэтому от нее нужно держаться на расстоянии. Если подойдешь близко, то можешь обжечься или порезаться. Поэтому любуйся красотой на расстоянии. Я в состоянии это делать. Красоты много в жизни, но это не значит, что за ней нужно бежать.
– И пытаться ею овладеть…
– Да, да, и пытаться овладеть каждой красотой, которая встречается на улице. На мой взгляд, это, мягко говоря, неумно. Что касается нас с женой, то наши отношения так замечательно сложились не в последнюю очередь благодаря тому, что мы занимаемся одним делом. Мы не делим свою жизнь на частную и на трудовую, мы всегда вместе. Вместе отдыхаем, вместе работаем, вместе занимаемся бытом.. . У нас общие друзья, общие планы, от которых мы можем легко отказаться и не будет упреков за то, что мы не повесили новые шторы. Не повесили, ну и ладно, у нас и старые замечательные. Я не идеальный муж, я не бросаюсь мыть посуду сразу после того, как в раковине появилась грязная тарелка. Но если нужно помочь, я иду на кухню и мою. Нельзя ставить перед собой какие-то чрезмерные бытовые задачи, в этом планировании жизни есть что-то ущербное. То есть, понятно, что человек должен планировать, но он не должен цепляться за эти планы и страдать, если они не исполняются. Можно мечтать, но не надо сильно напрягаться, чтобы купить новую машину.
– Похоже, что твоя приверженность к простоте, к созерцательности и привела тебя к такому замечательному писателю, как Юрий Коваль.
– Он не просто замечательный, он – гений. О чем, пока Коваль был жив, догадывались, думаю, немногие. Кстати, его отец из Украины. Спектакль "Веселье сердечное, или Кепка с карасями", который мы репетируем, построен на рассказах, связанных с деревней. Автор при каждом удобном случае уезжал в деревню и писал очень простые, на первый взгляд, но при этом очень глубоки рассказы. Сама фраза "веселье сердечное" означает печаль, проза Коваля – это такой трудно постижимый сплав радости и грусти. Ее вообще трудно репетировать, это очень тонкая, душевная материя, там нет конфликта в привычном его понимании, поэтому с привычными приемами к такому материалу не дойдешь. Тем более, трудно работать над такой прозой в контексте того, что происходит на улице. Тут бы "Ричарда ІІІ" ставить, который очень созвучен всему, что связано с Майданом. Но мы начинали работу еще в октябре, никто не мог подумать, что в центре Киева будут баррикады, что будут убивать людей. Поэтому сложно. С одной стороны понимаешь, что нужно быть побольше на Майдане, с другой – нужно выпустить спектакль, премьера которого намечена на последние дни февраля. Надеюсь, он станет некой отдушиной для людей, которые сегодня находятся в таких суровых условиях. Тем более, что в "Веселье сердечном…" заняты замечательные актеры Театра на Левом берегу Днепра. В главной роли – Виталий Линецкий, среди его партнеров Владимир Горянский, Леся Самаева, Михаил Кукуюк, Таня Комарова, Сергей Детюк, Светлана Штанько, Саша Комаренко, Катя Качан, Акмал Гурезов, Владимир Канивец, Иван Завгородний, Игорь Антонов. На большой сцене дебютируют мои студенты Оксана Жданова, Влад Писаренко, Саша Пискунов. У нас будет живой звук – баян, аккордеон, балалайка, большой барабан, гитара и даже виолончель, звучат аутентичные народные песни.
Комментарии