"W-ART" и "НемаНічогоСвого" — два новых проекта, которые запустил Одесский художественный музей онлайн. Первый — об искусстве украинских художников во время войны, второй — о возвращении в медиапространство украинских художников, присвоенных великоимперской политикой. Несмотря на то, что на обложке в соцсетях Одесского художественного есть надпись "Музей не работает" — создают проекты, непосредственно касающиеся сегодняшних событий.
Gazeta.ua пообщались с кураторами онлайн-проектов Одесского национального художественного музея Анной Петровой, Ульяной Довгань, Юлией Пресняковой о том, чем особенно искусство украинских художников во время полномасштабной войны России против Украины. Также говорили о необходимости переосмысливать свое культурное наследие, понимать и ценить его уникальность.
Проект W-ART – искусство в войне
Анна Петрова, председатель экскурсионно-программного отдела:
— Когда мы смогли немного оправиться и осмыслить преступления, совершенные врагом на нашей земле, поняли, что пора начинать проект W-ART для фиксации, архивации и рефлексии.
Арт — это то, что невозможно переврать. Просто переписать историю, легко изменить текст, но не просто перерисовать произведения искусства. Сейчас, как музей, показываем людям новые работы художников, говорим: это то, что у нас не смогут забрать никогда — это уже наше наследие. Такая фиксация будет отображать реальность потомков.
Выставляем работы и ответы художников на вопросы — об их состоянии сейчас и о том, как видят изменения искусства в будущем. В беседах пытаемся понять, что будет с искусством, с выставочными проектами. Текстовую часть впоследствии дополним видеоинтервью с художниками, записали их в Zoom. Недавно на платформе Instagram, на которой сейчас сосредоточились, в комментариях прочитали, что это самый ожидаемый проект Одесского художественного.
— Первым героем проекта стал Александр Грехов. Художнику удается переосмысливать зафиксированные в обществе темы, интерпретировать их под современность. Несколько лет назад создал серию работ о Шевченко. Сделал его супергероем наших времен. Работы о переосмысленном Шевченко стали частью экспозиции нашего музея.
Грехов — журналист-художник, быстрый фиксировщик. В Украине что-то происходит — и через 20 минут он постит об этом меткую иллюстрацию. Сейчас работы Александра Грехова популярны в сети. Он является "массовым" художником, "разлетающимся" интернетом за 1 секунду. Есть тысячи репостов и комментариев. Одна из новых работ — карта Украины во время воздушной тревоги. Территории, в которых объявили опасность ракетного удара, окрашены красным цветом. В центре карты художник изобразил листок подорожника. Добавил подпись: "Летят".
Когда касается творчества сложных тем, актуальных событий — помогает посмотреть на них под интересным углом. Делает это иронически, вдохновенно, быстро. И в самые сложные времена ободряет, мотивирует искать что-нибудь поддерживающее даже в самых страшных событиях. Это очень тонкое искусство, переосмысление травматического опыта.
Второй участницей проекта стала художница Влада Ралко. Создает цикл "Львовский ежедневник". Во Львов выехала из атакованного Киева. Это уже второй том дневников Ралко. Предыдущий — Киевский — был начат в 2013 году.
Работы Влады Ралко как фотопленка являются отпечатками хаоса сегодняшней действительности. Почти мгновенно они фиксируют события, создавая панно из состояний, эмоций и образов.
Третью в проект пригласили Марию Куликовскую. Она — мультимедийная художница, архитектор, перформер-акционист, исследователь, лектор и куратор. Мария родилась и выросла в Керчи. После оккупации полуострова Крым Россией – весной 2014 года, больше не возвращалась в родной город. 254 — ее номер зарегистрированной переселенки. Он стал одним из символов ее акционерной деятельности.
До 24 февраля 2022 года Мария жила в Киеве и Стокгольме в изгнании, сегодня у нее нет постоянного места жительства из-за войны.
До эвакуации Куликовская отправилась с дочерью Евой, ее персональным центром мироздания и соучастницей некоторых перформансов.
Мария с ребенком — извечный символ надежды. Как первые вспышки солнца, он обещает, что за темнейшей ночью всегда будет рассвет и мирное голубое небо над нашими ржаными полями.
Черты современного художественного процесса
— Искусство настоящего можно описать призывом Хвильового "Прочь от Москвы". Этот процесс начал отчеканиваться с 2014 года, когда медленно наши украинские художники перестали заглядываться, что там происходит в художественных процессах "великого брата". Тогда порывали связи с Москвой как с идеологом современного арта.
Начали обращать больше внимания на внутренние процессы, рассматривать себя не как имперского амбассадора и региональное образование с постепенной остановкой в Советском союзе, а становиться единицей европейского художественного процесса.
30 лет назад с начала независимой Украины наши художники рефлектировали, как представлять новое государство, на какие независимые государственные ценности опираться. Тогда сформировалась суверенная Украина — теперь мы обретаем независимость психологическую и художественную. Сейчас украинское искусство приобретает высшую точку своей актуализации. Украинские ценности — это любовь к своей культуре, уважение к предкам, взращивание будущего нации. Теперь художники начинают генерировать что-то свое, опираясь на украинскую культуру, резонируя именно с украинскими потребностями общества.
Мы интегрируемся во всемирную арт. Поэтому должны заботиться, чтобы художественная независимость стала большой конкурентоспособной. Чтобы мы были экспортирующими искусство, а не оставались постоянными посольствами импорта.
Иностранцам интересна Украина. Сейчас живу в Германии у двух пожилых немцев — Хельги и Манфреда — они пережили Вторую мировую, оккупацию. Начали приходить по вечерам, интересоваться украинской культурой и историей. Сначала просили сайты, где можно почитать про Украину, историю. В следующий раз пришли спросить, где почитать об отношениях Украины и Польши. Не могли понять, если у нас с поляками были такие сложные отношения, как получилось так, что теперь такая горячая любовь. Хельге — 83 года, она профессор, доктор наук. Когда почитала литературу об Украине, пообщалась со мной об истории, культуре, сказала, что никогда не думала, что в мире есть то, о чем она не знает. Хотела бы узнать много лет назад. Сожалеет, что не получила эту информацию раньше.
Художников выбирали тщательно
Ульяна Довгань, глава департамента сервиса и коммуникации:
— Готовя W-ART, мы приглашали художников, чьи работы можно увидеть в экспозиции музея в мирное время. Но соблюдали вектор украинской самоидентификации — одним из основных критериев стало отсутствие малороссийского взгляда на вещи.
Невозможно взращивать культуру, опираясь на ценности, которые являются контрпродуктивными в становлении нации. Нам следует понимать, что война идет не только за территорию — идет культурная война именно за самоидентификацию и украинские ценности. Пока мы будем цепляться за призрачную русскую культуру, которую нам испокон веков, с детства навязывали как единственную большую — не будет продвижения вперед.
Это не наша культура, она совершенно нам не близка. Присмотритесь, как в войне ведут себя украинские воины и как ведут себя россияне. В поведении людей играет большую роль культурный код — сразу видно, в какой из двух наций он отсутствует.
Что касается себя, то с начала войны, я осознала — все, что с приставкой "русский" опасно для Украины. К примеру, после победы в Одессе острой темой будет судьба "великорусских" монументов — для большинства одесситов они являются символом одесской самоидентификации. У нас рядом с Дюком де Ришелье, сейчас медийным символом сохранения культурного наследия Одессы, стоит памятник основательнице города императрицы Екатерине II, немного поодаль — русскому поэту Александру Пушкину. Переосмысление нашей истории будет очень важной и сложной работой культурного сектора. Сейчас сложно спрогнозировать, как Одесса справится с ней. К сожалению, нам потребуется много времени, чтобы вытеснить из себя любовь к "великой империи".
Одесский художественный тоже ждет процесс переосмысления "основной" экспозиции, начиная с искусства XVII в., с которого зритель обычно знакомился с музеем. Очень надеюсь, что в этот процесс будут привлечены научные специалисты и консультанты при поддержке Министерства Культуры Украины.
Сейчас мы придерживаемся просветительского вектора в онлайн-проектах — наше сообщество полностью нас в этом поддерживает. Это то, что мы видим в комментариях и приватных сообщениях, как люди реагируют и что они нам пишут, их мнения.
Проект "НемаНічогоСвого" родился из комментария
Анна Петрова:
— Название проекта "НемаНічогоСвого" родилось из комментария. Опубликовали очередную картину из нашей коллекции — кто-то из подписчиков прокомментировал, что мы взяли работу советского художника, потому что "в Украине нет своих художников" — дословно "своего-то ничего нет". Комментарий был к картине великого одессита Юрия Егорова. Это нас зацепило и уверило, что в современной Украине есть много людей, которые не видят бревно в своем глазу. Например, все мы знаем Айвазовского, Репина и Архипа Куинджи. 21 марта мир потрясла новость об уничтожении музея имени Архипа Куинджи в его родном городе Мариуполе — многих шокировало украинское происхождение художника. Пока спасатели ликвидируют последствия физического уничтожения культурного наследия, мы будем ликвидировать информационные в проекте.
Ряд фамилий мы привыкли видеть в википедии и других ресурсах как великих русских художников. Но если копнуть немного глубже выясняется, что они как раз художники украинские. То же и с уважаемым русским авангардом, который на две трети является украинским, а на треть еврейским.
Куда ни заглянешь — увидишь, что это не наше искусство крадено, это собственно имперские амбиции строились на экспроприации, присвоении себе других культур. Целью проекта является секвенировать, выделить нашу культуру из этой смеси. Чтобы украинцы увидели, что есть много поводов гордиться — мы являемся потомками настолько культурно заряженной и оснащенной страны.
Зритель приходит в музей, чтобы найти новые вопросы. Чем больше ставим вопросов — о том, что происходит вокруг, кем мы являемся, на другие сложные темы — тем больше ответов будем находить. Самые актуальные вопросы сейчас: Кто мы? Кем мы хотим быть? Хотим ли мы быть частью "великого русского мира" или отдельной гордой нацией, которая глубоко интегрирована в общемировой процесс.
За нами стоит масштабный бек из талантливейших людей мира. Но гигантская часть нашей культуры просто отсепарирована от нас. Должны восстанавливать историческую справедливость, возвращать художников в украинский контекст. В рамках проекта готовили сообщение о художнице Зинаиде Серебряковой, которая была автором многочисленных стенописей, получила признание в Париже. Серебрякова родилась в Харьковской области. Под своим сообщением получили комментарий от тамошних активистов: "Харьков на связи. У нас есть ярые энтузиасты, которые заботятся о наследстве Серебряковой — этнограф и краевед Михаил Красиков и фотограф Иван Оглобин. Благодаря их усилиям выкупили часть дома, где жила художница. Уже удалось приучить часть интеллектуального и художественного слоя Харькова, что Серебрякова — украинское достояние".
Музей продолжает дело Александра Ройтбурда
Ульяна Довгань:
— Процесс коммуникации со зрителями с проукраинской позиции мы начали не сейчас. Одесский художественный музей стоит на этих началах уже достаточно давно. Продолжаем дело директора Александра Ройтбурда, который был единственной в Одессе проукраинской медийной фигурой.
Многие люди Одессу ассоциируют с Жванецким, всю жизнь прожившим в Москве. Но на самом деле Одесса — это Ройтбурд, который не смог быть в эмиграции в Америке и вернулся, потому что не мыслил свою жизнь без нашего города. С его смертью мы потеряли не только друга, наставника, но и защитника ценностей, отделяющих Одессу от "великой империи".
В Одесском художественном Ройтбурде открыл свой последний авторский проект — масштабную реэкспозицию второго этажа музея, которая называется "От XX до XX". Это была первая на Украине системная репрезентация последних 100 лет украинского искусства. До 2021 года никто системно не представлял динамику развития украинского современного искусства. Не знали, где был наш арт, как мы пришли сюда.
Было мнение, что Украине 30 лет — поэтому украинскому искусству тоже 30 лет. До этого это было советское искусство, а до того — имперское. Эта экспозиция была первым доком и новаторским кураторским предложением Ройтбурда, чтобы увидеть украинскость там, где она есть. Сейчас продолжаем дело Александра Ройтбурда. После победы, надеемся, все украинские институты будут продвигать украинские нарративы.
Меседжи для иностранного зрителя
Юлия, глава коммуникационного отдела:
— Сейчас наш музей — культурный хаб, главная миссия которого объединять и транслировать проукраинские нарративы.
С первых дней войны начали обращаться с одинаковыми месседжами к украинцам и к нашим зрителям за границей. С 24 февраля иностранные подписчики начали нам активно писать, отмечать музей в публикациях. Почувствовали, что наступил отсроченный момент. Начали дублировать контент на английском.
Музей приобщился к возникшему за границей всемирному тренду Badass Ukraine. В мире начали интересоваться отчаянными украинцами, которые могут голыми руками остановить вражеский БТР, оттянуть с дороги мину с сигаретой во рту, блокировать яхту Абрамовича. Истории стали мощными, начали быстро распространяться в разных странах.
Мировые медийные площадки, вроде Reddit и CNN, не раз публиковали подобные истории под тегом Badass Ukrainians. Мы присоединились, стали освещать тему бесстрашия украинцев. Адаптировали тему под наш музей и ассоциировали смелые истории с картинами, которые есть в коллекции.
Открыть Одесский художественный для посетителей планируем, когда в городе будет безопасно, вернутся люди, можно будет беспрепятственно приглашать гостей и партнеров.
Комментарии