Стартовал второй всеукраинский театральный фестиваль-премия "ГРА". Основатель и организатор мероприятия - Национальный союз театральных деятелей.
Об особенностях и идейных основах премии в эксклюзивном интервью Gazeta.ua рассказала театрознавиця, председатель экспертного совета "ГРИ" Анна Липковская.
Что представляет собой "ГРА"?
‒ В Украине нет аналогов нашей премии, потому что мы охватываем театральное пространство всей страны. "ГРА" была основана в прошлом году. В этом году проводим во второй раз. Уже на первом фестивале начали выходить на очень хороший охват. Была представлена практически вся карта Украины.
Еще в 1992 году на заре независимости возникла театральная премия "Киевская пектораль". Уже тогда речь шла о том, что было бы хорошо совершить не киевский городской, а всеукраинский смотр. Чтобы определять тенденции и хедлайнеров на всей территории Украины. Но менялись министры культуры и руководство, а идея расширения так и не сдвинулась с мертвой точки. Пока в 2016 году Национальный союз театральных деятелей не возглавил Богдан Струтинский (режиссер, педагог и продюсер, директор и художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты. - Gazeta.ua). Он сумел обеспечить идее всеукраинского театрального смотра государственное финансирование. Ведь премия делается на деньги госбюджета.
Пока очень жаль, что никак не можем затянуть в "ГРУ" Кропивницкий, Луцк и Черновцы. Кроме них, практически все есть.
Какая идея лежит в основе "ГРИ"?
‒ Наша задача - охватывать всю украинскую театральную среду. Главная идея - наладить коммуникацию и определять тенденции. Определять лидеров процесса, пропагандировать их. Завязывать уже с нашим традиционным хуторянством, когда люди сидят в своих городах и театрах и не видят и не знают, что происходит вокруг. Поэтому целью является создание всеукраинского театрального пространства.
Кто претендует на премию?
‒ Мы рассматриваем заявки, которые нам присылают театры со всех уголков Украины. Как государственные, так и частные. В частности, и общественные организации, специализирующиеся на театральном продукте. Сейчас рассматриваем спектакли, премьера которых состоялась в течение 2018 года. В прошлом году заявок было 70, а в этом году поступило 83. Театры подают заявку на определенную из шести номинаций или отмечают одну-две категории. И мы уже на основе этого вносим их в конкурсный список.
У нас шесть общих номинаций. В этом году список распределился так:
Лучший драматический спектакль - 20 претендентов;
Лучший спектакль камерной сцены - 21 претендент;
Лучшая музыкальное представление в жанре оперы, оперетты, мюзикла - 7 претендентов;
Лучший спектакль для детей - 14 претендентов;
Лучший балетный, пластический или хореографический спектакль - 10 претендентов;
Лучший поисково-экспериментальный спектакль на пересечении театральных и художественных жанров - 11 претендентов.
Наибольшая конкуренция, конечно, в формате драматических спектаклей - большой и малой сцен.
Какие следующие этапы и кто голосует?
‒ Сейчас эксперты "ГРИ" просматривают видео, которые театры добавляют в заявку. Нам присылают или полное видео спектакля-претендента, или несмонтированный целостный фрагмент продолжительностью не менее 15 минут. Потому что можно намонтировать красивые картинки, которые не будут адекватны тому, что зритель видит на сцене. Обычно присылают полные версии. Для театров это даже хороший стимул заснять свой спектакль.
В экспертный совет входят десять специалистов. Это театроведы, музыковеды, журналисты. Формирует совет Национальный союз театральных деятелей. Для нас важно, что все эти специалисты не находятся в постоянных трудовых отношениях с одним театром. Независимые от театров, которые они оценивают.
На основе просмотра видео на Всемирный день театра 27 марта мы обнародуем лонг-лист. Туда может войти до 30-ти спектаклей из 83-х. Так завершается первый этап.
Далее начинается просмотр экспертами спектаклей лонг-листа вживую, с выездами в театры. В конце июня будет сформирован шорт-лист. Это лучшие 12 спектаклей, которые будут показаны в ноябре в Киеве международному жюри, которое и определит победителей 30 ноября.
Зарубежные специалисты, которые работают на последнем этапе, абсолютно незаангажированные, впервые в жизни видят эти постановки. Выбирают шесть победителей из 12-ти претендентов. Это режиссеры, специалисты, руководители театральных фестивалей и сообществ. Например, в прошлом году в жюри были, в частности, грузинский режиссер Ираклий Гогия и литовский режиссер и педагог Йонас Вайткус.
В этом году кроме общих номинаций, которые предусматривают награждение лучших спектаклей, мы вводим еще и индивидуальные:
Лучшая режиссерская работа;
Лучшая мужская роль;
Лучшая женская роль;
Лучшая сценография;
Лучшее музыкальное оформление;
Лучшая работа хореографа.
Как награждают победителей "ГРИ"?
‒ Театры, которые подавали заявку и победили, получают диплом лауреата и денежное вознаграждение. Это такой целевой транш, который Национальный союз театральных деятелей предоставляет для осуществления следующего творческого проекта. Денежный эквивалент премии в прошлом году составил 50 тыс. грн. На этот раз будет как минимум не меньше.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Покажут спектакль о выборах
В 2018 году победителями "ГРИ" стали:
Лучший драматический спектакль - "Вій. Докудрама" Черниговского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко;
Лучший экспериментально-поисковый спектакль - "Гамлет" Ивано-Франковского музыкально-драматического театра имени Ивана Франко;
Лучший спектакль камерной сцены - "Віталік" "Дикого театра";
Лучший спектакль для детей - "Ангелик, що загубив зірку" Черниговского театра кукол имени Александра Довженко;
Лучший музыкальный спектакль в жанре оперы, оперетты, мюзикла - "Дідона та Еней" Общественной организации Open Opera Ukraine.
Комментарии