"Все, что изучал в школе по украинской литературе, всегда было для меня нытьем и депресняком. Разве у Котляревского находилось немного чего-то иронического", - говорит участник группы "ТНМК" Фагот (Олег Михайлюта - Gazeta.ua).
21-го февраля в столичном книжном магазине "Є" он пришел поддержать проект общественного движения "Не будь безразличным!" "С.Е.К.С.". Аббревиатура означает "Современное Эпатажное Креативное Слово".
В рамках проекта активисты движения будут проводить в старших классах школ уроки современной украинской литературы. "С.Е.К.С." поддержали украинские музыканты и писатели - Ирэна Карпа, сестры Тельнюк, группа "Гайдамаки".
"Летом были Шевченковские чтения под памятником Кобзарю в Киеве. Меня пригласили что-то из него прочитать, - продолжает Фагот. - Захотел найти у Шевченко что-то положительное, с улыбкой. Два дня просматривал несколько сотен стихов и ничего не нашел. А мысли материализуются - чтобы завтрашний день, был положительным, надо о положительном думать. Поэтому это все на меня очень давило".
Вместе с музыкантом пришел его коллега по группе Фоззи (Александр Сидоренко - Gazeta.ua). За последние годы издал три прозаические книги.
"Я немножко побыл с другой стороны дела, - говорит Фоззи. - Не скажу, что мои книги - это литература. Это скорее игра в нее. Если откровенно, писателю всегда приходится бороться с собой, потому что хочется убить главного героя. Потому что как в украинских реалиях, может быть хэппи-энд. Можем наивно полагать, что положительная литература спасет мир. Но мне кажется, что изменения в мире могут изменить литературу. Как в стране, где никто не улыбается на улице, могут писаться положительные тексты".
К проекту присоединилось с 20 активистов. Среди молодых - вчерашние школьники, которые сейчас учатся на младших курсах вузов. Каждый выберет любимого автора. О нем будет рассказывать на уроках литературы. Планируют охватить сто украинских школ.
"В классической, как и в современной литературе можно найти все - это полноценная интересная литература. Другая проблема - никто не хочет искать, - говорит руководитель проекта Екатерина Поправка. - В школе не выходят за рамки программы. Наш проект должен показать, что после 1970-х годов украинская литература развивалась, и не закончилась Линой Костенко и Дмитрием Павлычко. Хочется, чтобы школьники знали о существовании Сашка Ушкалова, Сергея Жадана и других. И не обязательно плакать и страдать. Жизнь сложна, но так оно есть, и надо научиться наслаждаться ею".
Чтобы провести урок, участники проекта договариваются с учителями. Их ищут преимущественно через Интернет.
"Выискивают прогрессивных учителей-энтузиастов, влюбленных в свой город, которые не дают интересным материалам залежаться в ящиках, - рассказывает лидер движения "Не будь безразличным!" Оксана Левкова. - Иногда выходим на директоров. Но они, как правило, заквашенные по-чиновничьему и принадлежат к "табачниковской" иерархии. Чтобы правильно настроить общение, есть пара профессиональных секретов: приходить не в декольте и не в коротких юбках".
По окончании презентации участники проекта идут на первый урок в столичную школу № 49 с углубленным изучением французского. На уроке побывают новые волонтеры проекта - три студентки Киево-Могилянской академии и студент первого курса Национального экономического университета, 17-летний Вадим Ковадло. Вскоре им самим придется проводить уроки.
"На последнем уроке украинской литературы решил рассказать своим одноклассникам о Любке Дереше, - говорит дорогой Вадим. - Одноклассники просто неистовствовали, когда я читал некоторые отрывки. Начал читать Дереша, потому что видел его книги у знакомых сверстников. Сначала мне очень понравилось. Когда стал взрослеть, меньше стал любить Дереша, потому что его эпатаж уже не так берет. Сейчас открыл для себя Жадана и Издрика. Очень нравится жадановская коммунистическая ирония о солидарности домохозяек и менеджеров. В Издрика нравится постмодерная мудрость. Знаю девушку, которая курила с Издриком траву. Говорила, что он клевый, но немного высокомерный. И Дереш классный дядя, чистый буддист. На презентации его книги "Председатель Якова" прочитал Дерешу свое стихотворение, которое написал прямо на презентации. Он сказал, что это скорее не стихотворение, а зарисовка, но достаточно клево и посоветовал не бросать этого. Эта фраза меня до сих пор вдохновляет".
Родители Вадима с Тернопольской и Житомирской областей. Сам вырос в Киеве. Говорит, что до десятого класса говорил с одноклассниками на русском.
"Потом перестал воспринимать русский язык. У меня был вроде порез внутри, когда ее слышал. Вдруг заговорил на украинском. Сначала одноклассники это не воспринимали, потом начали со мной сами переходить на украинский. Когда на каком-то уроке произносил пламенную речь, они сами зажигались и к концу дня сами говорили на украинском. Это считаю большим своим достижением".
В школе активистов встречает директор и учительница литературы Татьяна Дмитриевна. В классе уже ждут десятиклассники. Сегодня рассматривают символику в романе Ольги Кобылянской "Земля".
Участники проекта получают в конце занятия несколько минут, чтобы сказать о своих любимых писателей. Большн всего вспоминают Сергея Жадана. На перемене договариваются о проведении уроков современной украинской литературы.
"Мы готовы. Но разве в четвертой четверти. Сейчас у нас очень загруженная программа, - говорит вконце учительница Татьяна Дмитриевна. - Дети успевают разве что пробежать произведения из основной программы. Они не успевают засесть в головах. Два часа дали на "Землю". Это очень мало для такого произведения. Думаю, время читать современную литературу у них появится уже после окончания школы".
Комментарии
2