среда, 14 октября 2020 13:05

Фотограф всю жизнь снимала себя обнаженной
11

Самая известная серия Александраса Мацияускаса - "На деревенских литовских рынках". Зафиксировал, как люди продают животных на рынке, из-за использования широкоугольного объектива его фотографии драматические и экспрессивные
Фото: Мария Беляева
11 лет фиксировал эпизоды из жизни фермера-карлика Альфонсаса Мицкуса литовский фотограф Ромуальдас Пожерскис.
11 лет фиксировал эпизоды из жизни фермера-карлика Альфонсаса Мицкуса литовский фотограф Ромуальдас Пожерскис.
Самая известная серия Александраса Мацияускаса - "На деревенских литовских рынках". Зафиксировал, как люди продают животных на рынке, из-за использования широкоугольного объектива его фотографии драматические и экспрессивные

В Киеве до 25 октября продолжается Месяц литовской фотографии, приуроченный к 30-летию восстановления независимости Литвы. Центральная выставка "Цветение повседневности" открыта в Национальном художественном музее Шевченко. Представляет 99 снимков шести авторов, которые являются основоположниками школы литовской фотографии.

Основатель Союза фотохудожников Антанас Суткус стремился показать, что литовские земля и люди отличаются от других республик СССР, раскрыть индивидуальность. Снимал детей, молодежь, уличных музыкантов. Витас Луцкус считал себя репортажным фотографом, много путешествовал по стране. Ромуалдас Ракаускас еще в университете увлекся фотоэтюдами. В серии "Цветение" снимал людей и животных на фоне деревьев и лепестков. Единственный из фотографов получил премию Ленинского комсомола за оптимистический взгляд на жизнь. Александрас Мацияускас был сторонником экспрессивности и драматизма, его самая известная серия - "На сельских литовских рынках". Ромуалдас Пожерскис является ярким представителем гуманистической фотографии, его цикл "Маленький Альфонсас" посвящен 10 годам жизни низкорослого фермера. Римантас Дихавичюс первым в Советском Союзе выпустил фотокнигу с обнаженной натурой. В цикле "Цветы среди цветов" фотографировал женщин ню на фоне природы.

О киевских выставках, историю и современность литовской фотографии рассказал представитель Клайпедского отдела Союза фотохудожников Литвы, куратор проекту Дариус Вайчекаускас.

Как появилась идея Месяца литовской фотографии в Киеве?

- В начале 2018-го, когда я был в Киеве, задумали сделать пару выставок известных и интересных литовских фотографов. Моя коллега, исследовательница современной фотографии Галина Глеба, предложила сделать что-то глобальное. И мы решили организовать целый фестиваль. На подготовку ушло полтора года. Хотели привезти наших фотографов и искусствоведов в Киев, однако из-за пандемии приехал только я. В рамках месяца литовской фотографии мы выдали одноименный журнал, с интервью литовских авторов, текстами наших и украинских искусствоведов.

Почему возник такой феномен как литовская школа фотографии?

- Этим термином принято обозначать творчество литовских авторов конца 1960-х начала 1980-х. Думаю, эта школа возникла по двум причинам. В 1960-е в Литве собралось сразу несколько очень талантливых авторов. И они были еще и отличными организаторами. Сама фотография, сколь бы ни была хорошей, не может развиваться хаотично. И благодаря этим людям в 1969 году в Литве был создан Союз фотохудожников, чего не было в других советских республиках. И его участники официально зарабатывали фотографией. Они были не только были фотографами. Выдавали альбомы, книги, делали выставки, возили их за границу, участвовали в фестивалях. В других республиках этого не происходило. Талантливые авторы познакомились и начали что-то делать. Это и стало школой литовской фотографии. На выставке в музее Шевченко показываем, с чего зарождалась школа и как стала тем, что сейчас знают во всем мире.

Какова особенность этой узнаваемой литовской фотографии?

- Авторы были под влиянием французского фотографа Анри Картье-Брессона. Это гуманистическая фотография, то есть сконцентрирована на людях, их переживаниях, эмоциях. И попытка поймать момент. Брессон считал, что есть финальный момент происшествия. Если ты его поймаешь, получится хорошая фотография. В то же время литовские фотографы пытались исследовать местный контекст, особенно сельскую традицию, этнографию. В то время нужно было снимать колхозников и рабочих на тракторах. Они показывали не советские вещи, а традиционную культуру в селах. Пытаясь сохранить ее. Например, Александрас Мацияускас сделал целый цикл, посвященный сельским ярмаркам. Зафиксировал общения людей, их отношения к животным, древние обычаи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда человек кого-то любит, это нарушает его суверенитет - режиссер Тамара Трунова

Какие еще фотопроекты вы бы посоветовали посмотреть?

- В галерее "Лавра" демонстрируем уникальный проект "Свое тело" Виолеты Бубелите. Всю жизнь она делает одну серию, фотографирует себя обнаженной. Делала такие снимки с 1981 по 2003 годы, а затем, после перерыва, вернулась к этой теме с 2015 года. На своем примере демонстрирует трансформацию женского тела. В галерее "Цех" представлен цикл "Гримасы уставшего села" Римальдаса Викшрайтиса. Это другой взгляд на сельскую жизнь. Он фотографировал в глубинке Литвы, фиксировал упадок сел, маргинальные явления, которые были присущи переломным временам.

Поколение 1980-90-х обратилось к концептуальной фотографии, пытались отойти от классиков. Примером является выставка "Плакаты" Гинтараса Зинкевичюса в "Я Галерее". Через сфотографированные агитационные плакаты показывает историю политических потрясений и социального кризиса, абсурд идеологии.

Какие интересные эксперименты существуют в Литве?

- Есть постфотография, к которой принадлежу и я. Авторы не фотографируют, а используют старые снимки, которые разрезают, склеивают, создают новые объекты. Это может быть визуальный коллаж, трансформация архивных снимков с помощью пламени огня, или даже техника съемки без камеры, когда нет четкого изображения. Коллективная выставка постфотографии проходит в Малой галерее Мыстецкого Арсенала.

Что происходит в литовской современной фотографии?

- Думаю, в Литве происходит то же, что и в других странах. Мир глобализированный. Где бы ты ни был, в Клайпеде или Харькове, ты со всеми общаешься, можешь наблюдать главные мировые тенденции. Возможно, теряется уникальность определенного места, с чего мы в Литве начали. Тогда было время, когда можно было говорить о школе, группе авторов. Как Харьковская школа в Украине. В современном мире это меняется, все становятся более унифицированными. Многие авторы обращаются к аналоговой съемки, популярны концептуальные фотосерии. Часто бывают проблемы с терминами, сами фотографы путаются, потому что то или иное явление каждый воспринимает по-своему.

Общаются литовские и украинские фотографы? Знакомы ли литовцы с украинскими авторами?

- Наше сотрудничество началось в 2015 году. В Литве на семинаре в городе Ниде был фотограф Роман Пятковка из Харькова. Мы познакомились, подружились. В следующем году показывали его выставку в Клайпеде. В начале 2019 года сделали выставку клайпедских фотографов конца 1980-х в ЕрмиловЦентре в Харькове. Также в прошлом году в Клайпеде прошла выставка современной украинской фотографии, которая представила творчество 12 авторов из Чернигова, Киева, Харькова, Николаева, Херсона.

Как страна поддерживает фотоискусство? Существуют отдельные программы?

- У нас ситуация иная, чем в Украине. Есть грантовые программы Министерства культуры, муниципалитетов. Фотографы могут подаваться на уровне с другими художниками. Гранты дают на издание книг, проведение фотовыставок. Кстати, Месяц литовской фотографии проходит в Киеве благодаря финансированию Совета культуры Литвы. Существуют стипендии для художников, в том числе фотографов. Можно получить средства на свой проект, креативную работу от министерства или муниципалитета.

- В детстве жил в литовском Каунасе. Знаю многих авторов-классиков лично, - рассказывает фотограф Александр Гляделов. - Литовская фотография имела большое значение в Советском Союзе. Это интересный культурный феномен этого небольшого народа. У них традиционно силен театр и, фотография, которая непонятно откуда возникла и четко идентифицируется с ними. Сразу понимаешь, откуда снимки. При этом у литовцев тоже были проблемы, даже с языком. Например, их национальный художник Чюрленис уже взрослым нанимал себе учительницу литовского, поскольку не знал его. Хотя знал русский как язык империи и польский. Но у большинства жителей Литвы есть корни и связи с людьми, кто жил или живет в селах. В отличие от почти всех фотографов той эпохи, конца 1950-х-1980-х, они задокументировали свой народ. Люди меняются. Как сын военного могу сказать, что солдаты во времена моего отца или деда были уже взрослые люди. А когда я был офицером, это были дети. Литовские фотографы оставили в истории и в памяти образ своего народа. Они разрушали стереотипы в композиции, понятие "красиво" или "некрасиво", всегда важным было соответствие образа и времени.

Рассказывают, что в Киев привозили Витаса Луцкуса, и он перевернул восприятие многих фотографов своим простым и прямым взглядом. Луцкус был очень свободным человеком, талант обеспечивал эту свободу. С женой снимали по заказу Внешпосолторга рекламу. И это давало ему возможность жить как хотел.

Еще со времен Советского Союза, фотографов Литвы поддерживает Министерство культуры, у них есть несколько крупных международных фестивалей, издается много фотоальбомов. Для наших фотографов имело большое значение общение с литовцами, к ним ездили и Борис Михайлов, и Виктор Марущенко. Что мне нравится в общении с литовскими фотографами - с первых же минут мы начинаем говорить о фотографии, о самом важном в ней. И через это о жизни.

Сейчас вы читаете новость «Фотограф всю жизнь снимала себя обнаженной». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі