четверг, 24 августа 2017 21:46

Есть только один фильм, который повлиял на обретение Украиной Независимости - Вадим Скуратовский

Есть только один фильм, который повлиял на обретение Украиной Независимости - Вадим Скуратовский
Говорим о роли украинского кино в становлении национального сознания с Вадимом Скуративским. Фото - http://shkola.ostriv.in.ua

"Единственный фильм, который абсолютно повлиял на осознание украинцами необходимости получить Независимость своей земли стал "Голод-33 "Леся Янчука", - говорит искусствовед Вадим Скуратовский.

Разговариваем о роли украинского кино в формировании национального сознания.

Сергей Тримбач догадался сказать: перед референдумом декабря 1991 аккурат за день до голосования нужно, чтобы все украинские каналы показали фильм "Голод-33"


"Голод-33", 1991, режиссер Лесь Янчук

Это вольная экранизация повести украинского эмигрантского писателя Василия Барки "Желтый князь". Режиссер впервые показал ужасы искусственного голода, устроенного сталинским режимом на украинских землях в 1932-1933 гг.
"Горжусь тем, что подсказал Лесю Янчуку эту прозу и он ее экранизировал. В конце знаменитого 1991 года на фестивале памяти Ивана Миколайчука, вручая премии среди других Янчуку, Сергей Васильевич Тримбач вдруг догадался сказать: перед референдумом декабря 1991 аккурат за день до голосования нужно, чтобы все украинские каналы показали фильм "Голод-33". Что и было сделано. Это сработало как динамит - но положительно. Украина проголосовала за независимость и одна влиятельная американская газета написала: "фильм под названием" Голод "стал первопричиной того, что Украина стала независимой".
Сейчас Лесь Янчук директор киевской киностудии имени Довженко.


"Нам колокола не играли, когда мы умирали", режиссер - Николай Федюк, 1991.

Первый фильм о борьбе Украинской повстанческой армии против двух тоталитарных режимов - гитлеровского и сталинского.

"Очень хорошее кино, - говорит Вадим Скуратовский, - но обстоятельства сложились так, что почти никто его не видел. Поскольку оно появилось в 1990, когда прокат был разрушен. Это рассказ о том, как гибнет сотня УПА - и как выглядит крестьянско-партизанское галицкое сопротивление. Но это показали не плакатно - а художественно очень точно. Там, например, встречаются младший командир воин УПА и МГБист. И младший командир говорит: "Жорка, такой-сякой, отдай тело моего брата! Оно тебе надо? "А тот стоит - и готов был отдать. "Ну не можешь отдать? Дай хоть закурить, сякой-такой". И МГБист дает ему закурить.
Или, скажем, в подвале монастыря сидят во время боя пожилые крестьяне - туда вбегает офицер УПА, говорит им: "Да что же вы здесь делаете, вы же видите, что творится вокруг". А они ему в ответ: "Да мы же христиане". И офицер бросает одну из самых гениальных реплик во всем мировом кино: "Вы- последние христиане!" И дальше бежит в бой".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 7 неожиданных высказываний известных людей об украинском языке ко Дню Независимости

"Земля", режиссер - Александр Довженко, 1930.

Немая кинокартина, в которой показали приход коллективизации в села - драматическое ее течение.
В СССР сразу же поставили под сомнение идеологическую правильность картины. Правда, не отрицая ее художественной ценности.
За рубежом кинокартина получила неслыханную популярность. В 1930 году Национальный совет кинокритиков США признал "Землю" Александра Довженко лучшим иностранным фильмом. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе группа киноэкспертов включила работу украинского режиссера в список 12 лучших фильмов всех времен.
Сейчас американский сайт IMDB, который является одним из крупнейших информационных ресурсов о кино, оценивает "Землю" в 7,5 баллов из 10.
"Земля" - одна из самых мощных в истории кино, - говорит Вадим Скуратовский, - но зритель начале 1930-х годов не видел этого фильма. Тогдашняя элита посмотрела его только в эпоху хрущевской ликвидации сталинизма - в 1960-х годах. Но даже при этом картина была и остается ключевой в истории украинского кинематографа".

"Тени забытых предков", режиссер - Сергей Параджанов, 1965.

"Высокого класса фильм "Тени забытых предков" Параджанова, - говорит Вадим Скуратовский, - это великое кино. И хотя такие фильмы лучатся красотой мира, а не историческим процессом, картина Параджанова имеет огромное значение для истории кино и для национальной истории".


Фильм получил 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях в 21 стране мира. Гениальным фильм Параджанова назвали такие мэтры киноискусства как Федерико Феллини, Акира Куросава, Микеланджело Антониони, Анджей Вайда. Сербский режиссер Эмир Кустурица назвал "Тени забытых предков" лучшей картиной в мире.

Экранизация одноименной повести Михаила Коцюбинского, посвященная столетию со дня рождения писателя. Снимали фильм в настоящих гуцульских хатах и ​​окрестностях села Криворивня Верховинского района на Ивано-Франковщине, где Коцюбинский писал свое произведение.

Во время съемок Параджанов отказался селиться в гостинице - и жил среди местных жителей. Так изучал их обычаи, быт, кулинарные предпочтения и необычное мировоззрение, которое передал в картине.
Однажды подарил гуцулке долгожительнице французские духи, за что бабушка рассказала, как собирала грибы с Иваном Франко.
"Все, что видите на экране, было на самом деле. Так, как плачут гуцулы, никто не может плакать. Это был год жизни, прожитый у костра, возле источника вдохновения. Это необычный край, который надо познавать и изучать во всей его очарования", - рассказывал о съемках Параджанов.
Музыку к фильму написал знаменитый композитор Мирослав Скорик. По мнению Параджанова, только уроженец Западной Украины мог создать музыку на "карпатскую" тему.


"Богдан Хмельницкий".Режиссер - Игорь Савченко, 1941


Фильм описывает 1648 - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого. Украина под гнетом Речи Посполитой. Шляхта бесчинствует, сжигая деревни. Гетман войска запорожского Богдан-Зиновий Хмельницкий собирает на сечи армию защитников отечества.
Картину сняли в рамках государственной политики СССР, которая в 1930-х объединила тотальный террор с обращением к национально-исторической тематике.
"Фильм Игоря Савченко "Богдан Хмельницкий "- знаковый, несмотря на присутствие там сомнительного политической конъюнктуры предвоенной эпохи и начала 1940-х", - говорит Вадим Скуратовский. - Сквозь вынужденную ангажированность в нем пробиваются режиссерская и актерская одаренность. Без сомнения, напоминание о Хмельницком и украинском казачестве, хотя и несколько искаженное, должно было иметь влияние на самоидентификацию украинцев".

За семь месяцев 2017 года в прокат вышло 15 фильмов украинского производства. До конца года состоятся премьеры еще более 20 лент.
В 2010 году, по данным Госкино, в кинотеатрах не было показано ни одного украинского фильма. А в 2016 - их было 30.

Сейчас вы читаете новость «Есть только один фильм, который повлиял на обретение Украиной Независимости - Вадим Скуратовский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі