Столичный режиссер 45-летний Дмитрий Богомазов поднимается по лестнице на третий этаж офисного центра на ул. Гончара, 71. Там 10 лет назад в 50-метровом зале создал театр "Свободная сцена" на 20 зрителей. Несет коробку с лампами для освещения сцены.
— В этом году в театре поставили спектакли "Щуролов" по рассказу Грина, "Натомість народжена" по трагедии Софокла и "Там бути тут" по повести Хармса, — Дмитрий Богомазов возвращается с балкона, куда выходил покурить. — Зрители больше всего ходят на Хармса. У него хороший сюжет: к писателю приходит старая женщина и умирает в его комнате. Он вывозит ее за город в чемодане, который у него похищают. Сейчас залог успеха — комичная постановка. "Камеди клаб" и "95 квартал" побеждают все. Такие настроения в обществе.
Режиссер работает в киевском Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— Там ставлю спектакли, более близкие к массовой культуре. Я массовую культуру не воспринимаю как плохую. Представление "Очередь" по Александру Марданю идет уже лет пять при полных аншлагах. В нем много комичного. Художественный руководитель пермского театра Борис Мильграм увидел это представление на диске. Сказал: хочу пригласить этого режиссера к нам.
Как вас воспринял российский зритель?
— Я с командой поставил там пьесу "Смерть Тарелкина". Она ироническая относительно российского государства и чиновничества, поэтому сомневаюсь, что имела большой успех. В Перми в смехе видят что-то подозрительное. На премьере зал был возбужден, громко смеялся и радовался. Потому что пришла самая продвинутая публика. Во второй раз спектакль воспринимали сдержаннее. А на третий вечер зал молчал.
Как выбираете произведения для сценических постановок?
— Интуитивно. "Крысолов" с детства был моим любимым рассказом Александра Грина. Этого писателя знают по "Алым парусам". Он написал это произведение, чтобы выжить в советской России. Маленькие рассказы Грина не печатали, он писал их для себя. Это — сюрреалистический автор, Кафка отдыхает.
Украинский театр идет в ногу с европейским?
— Не идет, — умолкает, потом говорит быстро. — Не хочет, не умеет. На Западе зрители любят интеллектуальный театр. У нас в театр приходят отдохнуть, посмеяться. Есть несколько серьезных экспериментальных театров — наш, "Дах" Троицкого, но это капля в море.
Сейчас в театрах все происходит по привычке. То же, что и вчера. Изобрести новую мизансцену или декорацию еще не поиск. Новизна связана с техникой актера. У нас техника неизменна со времен Станиславского.
Как относитесь к постановкам Андрея Жолдака?
— Замечательно. Это — мэйнстрим. Жолдак работать в Украине не может, поэтому выехал в Германию. И мне предлагали уехать, я отказался. Люблю посидеть на стуле, покурить на балкончике, на дачку съездить. Я — спокойный человек. Люблю эти страну, город и людей.
В Киеве нет театрального фестиваля, почему?
— Сам удивляюсь. Мне нравится фестиваль "Драбина" во Львове. Там собираются любительские, полулюбительские и профессиональные театры. Денег у ребят мало, все делают на чистом энтузиазме. После этого фестиваля я понял, что хочу жить во Львове. Ты пошел на представление, потом с теми же людьми пошел в кафе обсудить его. После этого посидели еще в другом кафе, потрещали. Это называется городская среда. Люди ее используют.
В Театре на Левом берегу Дмитрий Богомазов ставит спектакль "Дон Жуан". Премьеру запланировал на март.
Комментарии
1