вторник, 20 мая 2008 18:30

Вдова Архипенко не увидела работ мужа в Киеве

Выставка работ украинских художников-эмигрантов "Украинская Одиссея" проходит в столичном Украинском доме.

— В начале ХХ века в Париже работали почти 250 украинских художников, — рассказывает Леонид Комский, 43 года, издатель журнала "Антиквар". — Вся сила авангарда сконцентрировалась в одном городе. Французы и до сих пор считают "своими" итальянца Амадео Модильяни, украинца Казимира Малевича, белорусского еврея Марка Шагала. Украинцы же только начинают открывать для себя творчество соотечественников. Именами Архипенко, Грищенко у нас заинтересовались относительно недавно.

На выставке представлены работы украинских художников-авангардистов — Давида Бурлюка, Абрама Маневича, Якова Шапиро, Олексы Грищенко, Бориса Пастухова и других. Большинство из них эмигрировали из Украины после революции 1917 года. Поселились в Париже, Берлине, Нью-Йорке. Со временем их талант оценили в Европе и Америке. Большим почитателем Маневича станет физик Альберт Эйнштейн. А Борису Пастухову будут заказывать портреты актеры Марлен Дитрих и Кларк Гейбл.

На выставке, организованной из частных коллекций, должны были показать и несколько работ Александра Архипенко — одного из основоположников кубизма в скульптуре.

— Коллекционеры — люди временами эксцентричные, — продолжает Комский. — Архипенко на выставке так и не увидели именно из-за "эксцентричности" одного такого коллекционера. Уже когда были готовы афиши, он отказался предоставить работы.

Вдова Александра Архипенко, Френсис Грей-Архипенко, которая приехала из США по приглашению организаторов, отказалась выступать с любыми речами.

— Пусть меня простят те добрые люди, — сказала о журналистах. — Мне действительно неудобно, но я не буду давать интервью.

Общалась с прессой председатель фонда Архипенко в США Александра Кайзер. Говорит, что Киев помог ей глубже познать творчество художника:

— Как только я увидела Софию, в памяти ожило несколько работ Архипенко. На работах собора не было, но золото колокольни я сразу узнала.

Во время встречи в салоне "Дукат", где на вопрос " ГПУ" отвечала Александра Кайзер, госпожа Грей только улыбалась, изредка кивала головой и просила долить ей чаю.

Американка вышла замуж за 73-летнего художника в 1959-м. Тогда она, юная студентка-скульптор, влюбилась в преподавателя Архипенко. Прожили вместе недолго: в 1964 году художник умер на пороге своей мастерской.

— Насколько я знаю, она так и не вышла замуж во второй раз, — говорит Комский. — Всю жизнь посвятила творческому наследству мужа. Детей у них тоже не было.

Организаторы говорят, что Френсис не ожидала такого интереса к творчеству Архипенко и к собственной персоне. Во время первого ее визита в начале 2000-х работами Архипенко интересовались по большей части искусствоведы. Теперь интерес к авангардистам проявляют и украинские коллекционеры.

— Вкладывать деньги в искусство не только приятно, но и выгодно, — рассказывает Комский, антиквар с 17-летним опытом. — Архипенко, Бурлюк, Маневич дорожают. Если несколько лет назад картину украинского авангардиста можно было приобрести за 5–7 тысяч долларов, то теперь ее заберут на аукционе за 100 тысяч, а то и за полмиллиона.

Когда были готовы афиши, коллекционер отказался предоставить работы

"Украинская Одиссея" вместе стоит несколько миллионов долларов.

— Это не первая наша выставка, однако замечаю изменения, — говорит Комский. — Приходит много молодежи, людей, иногда далеких от искусства. Интересуются, обсуждают. Искусство становится интересным и модным увлечением.

Выставка "Украинская Одиссея" в Украинском доме действует последний день.

Сейчас вы читаете новость «Вдова Архипенко не увидела работ мужа в Киеве». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі