четверг, 23 августа 2018 00:25

"Не видел ничего скучнее польской свадьбы"

 

Почти 1,7 млн украинцев живут и работают в Польше. 35-летний Степан Рудык создал фотопроект "Невидимые" о наших соотечественниках в Великопольском воеводстве. Планирует собрать 50 историй. Сам фотограф родился в Измаиле на Одесчине. В Польшу переехал четыре года назад.

Проект называется "Невидимые". Действительно ли при таком количестве мигрантов украинцы остаются в Польше незаметными?

— На фоне других миграционных движений в Европе — да. Энические украинцы не слишком отличаются от поляков. Имеют тот же цвет кожи, похожие черты лица, быстро растворяются в уличной толпе. Невзирая на количество, остаются невидимыми для поляков, и потому неизвестными. Это при том, что когда приезжаешь в Варшаву, кажется, что только в этом городе полтора миллиона земляков. Летом, наверно, у каждого польского фермера урожай собирают украинцы. Но никто не знает точно, сколько их и легально ли они здесь находятся.

Что вас больше волновало: отсутствие статистики и понимания масштабов явления или то, что поляки не знают кто они — эти украинцы?

— Массовая миграция началась два с половиной года назад. Сначала было непонятно — это временное явление или нет. Для студентов приехать на учебу сюда — привлекательная перспектива. Для низкоквалифицированных рабочих — лишь возможность заработать и вернуться домой. С установлением безвизового режима стало понятно, что украинцы здесь будут оставаться. Начали интегрироваться, изучать язык, отдавать детей в польские школы.

Как поляки отнеслись к изменению ситуации? Ведь теперь украинцы — это не только дешевая рабочая сила, но еще и конкуренция за рабочие места.

— Это интересный опыт для поляков. С падением железного занавеса на этой территории никогда не появлялись чужестранцы в таких количествах. Польша не была экономически привлекательна. Не могу сказать, что поляки супертолерантны, потому что наверное это не так. Но ввиду масштаба эмиграции, нация все-таки достаточно спокойно относится к украинцам. Владельцы бизнеса, фирм, хозяйств, магазинов прекрасно понимают, что им не обойтись без них. Во-первых, большое количество работоспособного населения выехало на Запад. Во-вторых, ситуацию на рынке труда ухудшили государственные дотации для семей, которые имеют минимум двух детей. Молодые женщины остаются дома, потому что им выгоднее не работать. Поэтому потребность в рабочей силе все больше.

Ваш проект рассчитан на польского зрителя — показать ему "невидимых", или хотели выйти на большую аудиторию?

— Работал в Познани и Великопольском воеводстве, а большинство жителей этого региона никогда не были в Украине и в принципе за восточной границей. Целью было не просто показать украинцев. Прежде всего опровергнуть миф, что приезжают лишь уборщицы и строители. Безусловно, таких мигрантов, по-видимому, больше половины. Но балетмейстер, скрипач или дирижер также может быть украинцем.

К каждой фотографии мы приготовили короткую историю героя: имя, фамилия, образование, должность в Украине и здесь. Важно было донести информацию, что человек, который работает физически, это не обязательно низкоквалифицированный рабочий. Чтобы поляки не относились к украинцам пренебрежительно.

Многие герои имеют хорошие дипломы, но не нашли в Польше работы по специальности. В торговом центре как-то подошел к женщине, которая мыла пол. Я знал, что она украинка, и спросил, могу ли сфотографировать ее для проекта. Она отказала: "Дома я была экономистом, а здесь видишь, что делаю?"

Попадались ли вам герои, которым миграция в Польшу помогла реализоваться?

— Одна наша героиня в Украине занималась ремонтами. Здесь за год из продавщицы в кондитерском магазине выросла до совладелицы. Теперь сама дает работу полякам. Остальные — это молодежь, которая осталась по окончании учебы. Например, один филолог открыл парикмахерскую в центре города. А для дирижера из Харькова Познань стала домом и творческой базой.

А что для вас значит интересная история?

— Когда начинал работать над проектом, не было конкретного понимания, как показать героев. Понимал, что одной фотографией не смогу передать историю. Поэтому нужно искать интересные интерьеры, пространства, которые говорили бы за человека. Помогали представить его, раскрыть.

В познанской филармонии Остап Манько единственный из 100 работников — украинец. Я хотел снять его на рабочем месте во время концерта или репетиции. Но главный дирижер сказал, что я буду мешать другим музыкантам. Поэтому я пришел после выступления. И, когда все музыканты ушли, я попросил Остапа занять свое место в оркестре. На фото он одиноко сидит среди пустых стульев.

Самым популярным в польской печати стало фото девушки с птицей. Кто она?

— Мне рассказали об украинке Елене. У ее парня-поляка есть ферма с фазанами. Почти 20 тысяч птиц. Она доктор филологических наук, преподает украинский для поляков, а польский для украинцев. На выходные приезжает помогать любимому.

Она была первая героиня. Ездил снимать ее на работе в языковой школе, в книжном магазине и на стеклозаводе, но там не было ничего интересного. Ну преподаватель у доски что-то пишет, объясняет. Такая статическая нудная фотография. Придумал снять ее с фазанами, когда идет снег. Такие цветные птицы на белом фоне — это красиво. Сама ферма расположена в 60 километрах от Познани. Приехали туда, а там ни снежинки. У Аленки чрезвычайный контакт с птицами. Она на раннем этапе по цвету и форме сетчатки глаза может определить их пол. Хотел показать эту любовь к птицам.

Ваша выставка почти месяц висела в центре Познани. Как реагировали зрители?

— Сидел в кафе и наблюдал за прохожими. Люди задерживались, внимательно рассматривали фото и читали истории. Аленка пользовалась особой популярностью у ребят. Они сразу находили ее профиль в "Фейсбуке" и добавляли.

В Польше чувствуете разницу наших культур?

— Чем дольше я здесь, тем больше. В менталитете, религии. Эту разницу особенно хорошо видно в быту. Например, поляков удивляет, когда ем бульон с хлебом. У нас принято снимать ботинки в коридоре, а поляки ходят по дому обутые. Но это — пустяки. Вот я недавно в который раз был на польской свадьбе, и это самое нудное явление, которое когда-либо видел. Гости пришли поесть, выпить и потанцевать. И больше ничего там не происходило.

6 шоколадных фабрик действует в Познани и окрестностях. На всех работают украинцы. Степан Рудык написал руководству каждой. Все отказали в съемках, объясняя это секретами производства.

Сейчас вы читаете новость «"Не видел ничего скучнее польской свадьбы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі