пятница, 05 октября 2007 15:34

Не верю ни единому слову Винничука

Писатель Юрий Винничук, 55 лет, в литературе умеет все. Даже то, что, казалось бы, не относится к украинской литературе. В 1980-х он выдумал ирландского монаха Риангабара, который вроде бы был свидетелем разрушения Киева монголо-татарами. Упоминание о Винничуковской мистификации "Плач над градом Кия" попало в официальную литературную энциклопедию и научное обращение, после чего ее автора ожидали разоблачения, скандал и… слава.

Не удивлюсь, если в дальнейшем окажется, что Винничук выдумал добрую половину фигур украинской демонологии и галицких писателей межвоенных времен. Он составляет популярные энциклопедии, по-своему переписывает сказки и издает забытых украинских авторов. Он пишет о Львове ХІХ  ст. так, как будто только вчера пил кофе с Иваном Франко. Винничук в сущности и есть наш параллельный, мистический Франко. Вот только, в отличие от Каменяра, тяготевшего к всеобъятности и всеядности на ниве реальности, Винничук работает с миром нереального и потустороннего. Говорят, Риангабар — это единственное, в чем автор сознался. А вдруг и "Слово о полку Игореве", и "Энеида" и "Кобзарь" — тоже его, Винничука, работа?..

Любовь к готике, мистике и эротике иногда приобретает у него угрожающие формы. Ведь весь он просто сплетен из сплошного художественного обмана. Потому иногда кажется, что все наши дереши с карпами являются ничем иным как плодом его воображения. Или, по крайней мере, его внебрачными детьми.

Он является нашим параллельным Франко

Именно о Винничуке когда-нибудь обязательно скажут, что весь "черный" юмор украинской литературы вышел из его пове стины "Ги-ги-и", в которой семья циничных убийц открывает шинок, в котором подают человеческое мясо. Интересный эффект: иногда самые нереальные Винничуковские произведения кажутся достовернее криминальной хроники. Автор умеет быть психологически убедительным, как будто только что вылез из фантастического мусорщика, как в "Мальві Ланді", или действительно общался с духом Грицка Чубая, как в "Весінніх іграх в осінніх садах", или на самом деле держал свечку во время любовной ласки Роксоланы и султана, как в "Житії гаремному"…

С Юрия Винничука на Страшном суде обязательно спросят за его непреодолимое сказочничество, за трогательные фальшивки, милые обманки и вычурные лжи. Спросят за любовь и особенно — за прелюбодействие. И я уверен, что он найдет для себя какое-то оправдание, как находит всегда. Главное же оправдание лично для меня является абсолютно примитивным и в то же время до чертиков пафосным: Винничук никогда не мирится с серостью этого мира, с его костностью и фригидностью. Я не верю ни единому его слову, но не могу жить без его историй. И последнее — самое важное.

Сейчас вы читаете новость «Не верю ни единому слову Винничука». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі