четверг, 31 января 2008 18:35

На выставку работ Сергея Параджанова пришла его бывшая жена

Автор: фото: Наталия ЧУБЕНКО
  Кинокритик Лариса Брюховецкая (слева), директор ереванского Музея Сергея Параджанова Завен Саркисян и бывшая жена режиссера Светлана Щербатюк на открытии выставки его работ в Национальном художественном музее в Киеве в прошлую среду
Кинокритик Лариса Брюховецкая (слева), директор ереванского Музея Сергея Параджанова Завен Саркисян и бывшая жена режиссера Светлана Щербатюк на открытии выставки его работ в Национальном художественном музее в Киеве в прошлую среду

30 января в Национальном художественном музее в Киеве открылась выставка работ режиссера Сергея Параджанова. Ереванский музей предоставил более 250 композиций художника: коллажи, рисунки, куклы, а также письма, которые режиссер писал близким из тюрьмы. Это самая большая выставка произведений Параджанова, проводимая Арменией проводит за рубежом. Украинской стороне ее организация обошлась в $60 тыс.

— За время существования нашего музея мы провели 50 выставок в разных странах. Эта — самая большая, — рассказывает 61-летний Завен Саркисян, директор музея Сергея Параджанова в Ереване.

Музей Сергея Параджанова существует уже 17 лет. В нем более 1500 работ режиссера. Коллекция постоянно пополняется.

— Часть экспонатов передал нам ереванский музей народного искусства. Наша власть когда-то выкупила эти работы у знакомых Сергея. Другую часть разыскивал я. Взял его телефонную книжку и начал обзванивать всех, кто там записан. Мы встречались с этими людьми в разных уголках мира. Они мне передавали работы Сергея, рассказывали интересные истории о нем. Я эти рассказы записывал на видео, потому что этих людей скоро не станет, они уже старые.

Государство ежегодно выделяет музею $1 тыс. на розыск и покупку новых экспонатов.

— Иногда нам пытаются продать фальшивые работы, — продолжает Завен. — Людям нужны деньги, они приносят коллажи, которые сделали сами, и говорят, что это произведение Параджанова. Но у него работы были глубокие, со скрытым содержанием. А то, что приносят, — чаще всего склеенная кучка какого-то мусора.

За год музей посещает около 12 тыс. человек, преимущественно местные.

Портрет Пушкина Параджанов выдавил на найденной на мусорнике крышке от кефира

— Это не так уж и много, — говорит Завен. — Мы делали выставку в Париже, и ее за два месяца посетили 6 тыс. человек.

На выставку приехала 70-летняя Светлана Щербатюк, бывшая жена Сергея Параджанова. Передвигается, опираясь на две металлических палки. Какая-то женщина просит у нее подписать книжку о Сергее Параджанове.

— Как я подпишу, у меня же руки заняты, — говорит она.

Предлагает подержать одну из палок.

Светлана и Сергей прожили несколько лет, потом жена забрала сына и ушла.

— Жизнь Параджанова — это был постоянный карнавал, — вспоминает Завен. — Светлана этого не выдержала. Он все время играл, говорил, что котлеты на тарелке должны лежать по-особенному, яблоко следует чистить тоже не так, как всегда. Ежедневно менял интерьер в квартире. Светлана, например, читала, а он мог пересадить ее куда-то, потому что там она лучше "вписывалась в интерьер". Не каждая такое выдержит.

На выставку пришла и Лариса Кадочникова, 70 лет, сыгравшая Маричку в фильме Параджанова "Тени забытых предков".

— Эти бусы дал мне Сергей для съемок в "Тенях...", — показывает медное ожерелье. — Когда закончили работу над картиной, хотела их вернуть как театральный реквизит. Сергей сказал, чтобы оставила себе. Потому что это уникальная вещь, которая принесет мне удачу. С тех пор не расстаюсь с ними.

Вспоминает, как Параджанов заставил ее купить у одной иностранной актрисы шубу из гиббона.

— Он увидел эту шубу на той женщине и велел мне ее купить. Я уговаривала эту женщину, объясняла, почему мне так нужна ее шуба. Стоила она очень дорого, но женщина пожалела меня и отдала почти за бесценок. У гиббона очень длинная твердая шерсть. И когда я одевала шубу, то была похожа на какого-то ежа — эта длинная острая шерсть торчала в разные стороны, как будто иглы. Сергей сказал, чтобы я прошлась в ней по улице. Все на меня смотрели! Такого же в Союзе никто не носил! А он заливался смехом. Шуба у меня и до сих пор в шкафу лежит.

Коллажи Сергей Параджанов начал создавать в Киеве, где жил из 1952-го по 1973-й. Серьезно этим занялся, попав в 1973 году в тюрьму.

Портрет Пушкина, выдавленный Параджановым на найденной на мусорнике крышке от кефира, попал в руки итальянского режиссера Федерико Феллини. По ее образцу он отлил серебряную медаль, которой теперь награждают лучший фильм на кинофестивале в Римини.

Сейчас вы читаете новость «На выставку работ Сергея Параджанова пришла его бывшая жена». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі