Болгарский поэт и прозаик Георги Господинов, 39 лет, является одним из самых популярных литераторов у себя на родине. Таких творцов часто называют знаковыми или культовыми. Потому что именно им наиболее метко удается представить людям образ и — главное — вкус текущего момента. Иными словами, попасть в резонанс со временем и местом, в которых живешь.
Георги снискал признание в первую очередь как поэт своим первым сборником "Лапидарий" (1992). Однако настоящая популярность пришла к Господинову как к прозаику — в конце 1999-х. С тех пор его "Природный роман" (1999) был переведен на девять языков и отмечен несколькими престижными болгарскими премиями.
Господинов-рассказчик обладает даром связывать самые неожиданные истории. Делает он это непринужденно и легко. Приблизительно так пишется современная поэзия. Несколько невидимых штрихов создают ощущение чудесной завершенности. У Господинова эффект присутствия создается при помощи милых деталей, реабилитирующих уставшего и разочарованного героя постсоциалистической, а теперь уже и цифровой, эры, придавая ему щемящие и человечные черты. Например, обычное кресло-качалка, к которому так привязан один из героев "Природного романа". В то же время в поэзии Господинова обязательно присутствуют вполне завершенные микроистории, которые могли бы развиться в рассказ или повесть. Лирическая проза и эпическая поэзия? Почему бы и нет?
Ему хватает историй своей улицы и своего города
Господинов всегда находит мудрый баланс между жизнью и культурой. От культуры у него какая-то сквозная сентиментальность и ностальгично сть. Эта маниакальная тяга к набоковским "прикосновениям настоящего" вполне уравновешивается реалистичностью и приземленностью его сюжетов. Господинову хватает историй своей улицы и своего города. Для того чтобы сказать о главном, ему не нужно открывать Америку.
Писатель далек от дидактики и стенаний над жертвами жестокого времени. Против этого у него есть универсальное лекарство — спасительная ирония. У Господинова она язвительна, но не желчна и не жестока. Ее можно было бы назвать изобразительной. Например, по-разному можно назвать обычные человеческие уши. У Господинова же они становятся "мидиями страсти". Не каждый способен назвать вещи своими именами, когда существует так много чужих.
Комментарии