вторник, 21 октября 2014 06:25

Он везде был самым молодым

 

Вскоре Украина будет иметь сильного премьера. Такое обещает всем, кто на него смотрит, серьезный мужчина с многодневной щетиной на лице Арсений Петрович Яценюк.

Нетрудно догадаться, почему именно это фото он выбрал для уличного общения с народом. Щетина придает актуальное мужество молодому, немного мальчишескому лицу и в то же время намекает на предельное напряжение его бытия: видишь, из-за работы и побриться некогда. Щетина - наглядное свидетельство того, что ее носитель денно и нощно в трудах. А если вспомнить, кем работает небритый из-за чрезмерной занятости человек, сразу исполняешься чувством благодарности и даже вины: это же он ради меня, ради всех нас так выкладывается. И хочется верить ему, и стремишься поддержать в желании дать стране сильного премьера. К тому же сверхусилий от нас, чтобы вплоть до некогда побриться, не требуется. Только и надо - проголосовать за Арсения Петровича. И сразу будем иметь. Потому что он предлагает не кого-то неизвестного - себя.

Кем Яценюк является сегодня? Председателем Кабинета Министров Украины. Кем обещает стать после выборов? Сильным премьером. "Разве это не одно и то же, - скажете вы. - И почему он сразу не стал сильным, а отложил на потом?" Имеете, конечно, право цепляться, но не забываем и о недельной щетине на лице - человек и так работает на полную. К тому же в настоящее время Яценюк стоит во главе "правительства камикадзе", как он сам его и назвал, садясь в кресло. Он вообще тяготеет к патетическим определениям и обобщениям.

Вспомним январский Майдан, сцену перед многотысячным людом и худощавую фигуру на ней - преисполненную праведного света. "Завтра пойдем вперед: если пуля в лоб, то пуля в лоб. Но - честно, справедливо и смело", - воскликнул тогда Яценюк. "Пуля в лоб" во главе мятежного Майдана - это действительно красиво, жертвенно-высоко и очень патриотично. И Арсений Петрович это чувствовал. Однако он не чувствовал другого - ошибочности мальчишеского понимания роли политического лидера. Ведь смелость лидера заключается в другом - в способности брать на себя ответственность. А что уже за нее будет - пуля или слава - это уже как получится. Но это уже будет другая пуля.

Потом была победа и предложение возглавить правительство. Яценюк хотел стать премьером - и стал им. Страна понимала степень ответственности, которая ложилась на его плечи: ситуация в экономике – хуже не придумаешь, казна разворована. Закатывай рукава - и берись за работу, сколько имеешь ума и умения. Но романтичная душа требовала немедленных аплодисментов и такой же благодарности от сограждан. И Арсений Петрович воскликнул, пленившись собственной ролью в новейшей истории Украины и предельным самопожертвованием: "Это будет правительство камикадзе!" То есть: мы победим или погибнем. Как минимум - не отступим и не сдадимся. Красиво сказал, не хуже, чем "пуля в лоб".

Теперь обещает стать сильным премьером. Тоже не баран начихал - история мало назовет сильных премьеров, даже поковырявшись в себе.

Безразлично, что перед этим не сложилось с "камикадзами" - ни у команды в целом, ни у него лично. Один министр ушел сам, хлопнув дверью и не слишком красивыми обвинениями в адрес коллег. Второго отстранили - за злоупотребления в ведомстве. Другие - усидели, но не смогли закрыть собственным умением ни одной амбразуры. А услышали о выборах – чуть ли не всем составом ломонули в депутаты. Во главе с молодым предводителем. Забыв об обещании стоять до конца.

Чем запомнилось "правительство камикадзе"?

Премьер носился по миру и на хорошем английском просил денег. Их понемногу давали, на пенсии хватало и почти хватало на зарплаты - это главное достижение. На армию тоже понемногу шло, хотя тратилось не слишком умело, а то и с большим опозданием, из-за чего воевать иногда не было чем. С Национальным банком жили, как будто на разных планетах, поэтому гривна делала все, что хотела. За перестройку экономики не брались, ссылаясь на войну. А когда президент запретил - на коррупцию, в условиях которой никакие реформы не имеют смысла. От коррупции сначала пытались откупиться, позволив вывести из Украины в оффшоры от 50 до 70 "зеленых" миллиардов. И только за месяц до выборов отважились напугать ее, проведя через Верховную Раду закон против нее с образованием Антикоррупционного бюро с неограниченными полномочиями. И, наконец, под давлением уличных люстраторов спешно приняли "Закон о чистке власти".

То есть преобразований в экономике - никаких, антикоррупционные законы работать еще не начали. Достаточно ли этого для старта в "сильные премьеры"?

Вряд ли Арсений Петрович над этим заморачивается. Именно так он до сих пор шел по жизни: везде работал - и почти нигде не давал ощутимого результата. Ни как министр экономики Крыма, ни как первый заместитель председателя Одесской облгосадминистрации, ни как министр экономики Украины и министр иностранных дел. Председателем Верховной Рады тоже был, но далеко не самым лучшим. Профессиональный пилотаж выявил лишь как первый заместитель председателя и исполняющий обязанности председателя Национального банка , не дав валюте убежать за границу во время помаранчевого Майдана.

Зато везде был самым молодым. Премьер-министром - тоже. Но - только восемь не слишком удачных месяцев. Ему бы сделать выводы и тянуть плуг дальше. Однако он нацелился в депутаты. Чтобы остаться на плаву. Кабмин же после выборов могут отдать другому, а ему еще же в президенты идти. Из депутатов да еще и из председателя парламентской фракции оно сподручнее. Джеффри Пайетт, посол США в Украине, в прошлом году на Ялтинской встрече представил его тогдашнему госсекретарю Соединенных Штатов Хиллари Клинтон как "следующего президента Украины". Арсений Петрович такие вещи не забывает. Да и кто бы забыл?

И разве не стоит ради этого обойти "пулю в лоб", обмануть "судьбу камикадзе", которая тебе выпала? Хотя, разве судьбу обманул? Обманул надежды людей.

 

Сейчас вы читаете новость «Он везде был самым молодым». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі