среда, 12 сентября 2007 13:48

"Украину нужно развивать как транспортное государство"

  Виктор Лисицкий: ”Почему бы не строить однокомнатные ”гостинки” повышенного класса?”
Виктор Лисицкий: ”Почему бы не строить однокомнатные ”гостинки” повышенного класса?”

Экономист Виктор Лисицкий, 62 года, считает, что Юлия Тимошенко зря закрыла во время своего премьерства свободные экономические зоны.

 

Согласны ли вы с экспертами Мирового банка, которые говорят об угрозе обвала экономики Украины в результате демографического кризиса?

— Демографическая ситуация действительно угрожающая из-за катастрофического уменьшения и старения населения. Но состояние экономики, в первую очередь, будет зависеть от того, как будем работать. В настоящее время не только президент и правительство, но и все политические силы обращают внимание на увеличение рождаемости. Если эти лозунги будут реализовываться, то через 20 лет никаких угроз не будет.

А как прожить до тех пор — может, стоит увеличить возраст выхода на пенсию?

— Если просто взять и повысить пенсионный возраст — эффекта не будет. Общество воспримет это очень негативно. На сегодняшний день украинские мужчины живут в среднем 62 года. Если поднять пенсионный возраст до 65, то они до пенсии не будут доживать.

Нужно вовлекать пенсионеров в активную деятельность. Многие из них способны работать достаточно долго, и это нужно использовать. И дело не только в том, что на среднюю пенсию тяжело прожить. Важен психологический момент. Довольно много людей не хотят выпадать из общественной жизни и ставить на себе точку.

Ну и конечно, нужно лучше работать всем. Ускоренно развивать особо выгодные виды экономической деятельности. Например, информационные технологии. Программист, кстати, создает 150–200 тысяч гривен добавленной стоимости за год — приблизительно в 5–7 раз больше, чем в среднем в экономике страны. А больше добавленной стоимости — большие пенсии и социальная помощь.

Достаточно ли для улучшения демографической ситуации просто увеличивать помощь при рождении ребенка?

— Недостаточно. Нужно развивать дошкольные учреждения. Чтобы каждая мама знала, что когда она просидит с ребенком три года, то на четвертый сможет отдать его в абсолютно надежные руки. Потому что никакие няни и гувернантки не могут дать того развития, которое возможно в  нормальном современном детсаде или яслях. Для ребенка важно общение с ровесниками в коллективе. Таким детям потом легче идти по жизни.

Необходимо решать квартирный вопрос для молодежи. В настоящее время правительство имеет определенные наработки, нужно их совершенствовать. В первую очередь развивать ипотечное кредитование.

Программист создает 150–200 тысяч гривен добавленной стоимости в год

Фактически не строят социального жилья для молодежи. Сейчас компаниям выгоднее возводить элитное жилье с 3–4-комнатными квартирами. А почему бы не строить  однокомнатные "гостинки" повышенного класса? Развитию молодежного строительства должны помочь муниципалитеты. Скажем, брать на себя половину стоимости строительства.

В последние годы украинская экономика растет на 7–8% в год — якобы в основном за счет экспорта металла. Сохранятся ли такие темпы в дальнейшем?

— Удельный вес металлургии в валовой добавленной стоимости — 5,1%. А торговли — где-то 13%. Следовательно, не металлургия в последнее время обеспечивает рост ВВП, а торговля, банковская сфера, транспорт и тому подобное. За семь месяцев нынешнего года торговля выросла на 16,1%, а промышленность — лишь на 9,5%!

На будущее следует ориентироваться на развитие наших конкурентных преимуществ. Например,  государству не нужно специально поддерживать легкую промышленность. Это — дело частного бизнеса. Китай уже завалил трусиками, бюстгальтерами и костюмами весь мир, даже США. А нам нужно найти свою нишу. Например, обеспечить быстрое развитие Украины как транспортного государства. От этого имели бы выгоду другие сферы — сервис, торговля, туризм, машиностроение, судостроение, судоходство, судоремонт и т.п.

Речь идет не просто о перевозке грузов, а о создании целостного, взаимосвязанного комплекса производства, который может охватить Пол-Украины. У нас десятки портов, из которых вывозится свыше 60 миллионов тонн грузов ежегодно. Причем на 90% — иностранными фрахтовщиками. Нам следует расширить путевое строительство, развивать инфраструктуру по обслуживанию автомобилей, стимулировать развитие железных дорог, возобновление судостроения, работу портов, становления отечественного транспортного флота и т.п. Это даст возможность обеспечить работой миллионы людей, дать им довольно приличные заработки, контролировать торговые потоки не только в Северном Причерноморье, но и в Малой Азии, на Кавказе, в Восточной Европе. В древности через нашу территорию проходили путь из Варяг в Греки и Большой шелковый путь. Сам Господь определил, что Украину следует развивать как транспортное государство.

Многие критикуют правительство Януковича за возобновление свободных экономических зон: мол, через них отмываются деньги. Это справедливо?

— Свободные экономические зоны или территории приоритетного развития, специальные регуляторные правила для разных видов бизнеса есть во многих странах Всемирной торговой организации. В том числе и в экономически развитых странах. В мире их тысячи. Они стали двигателями экономики для стран, которые были в затруднительной ситуации. Скажем, Китай и Турция поднялись именно за их счет. В настоящее время это делают Индия, Ирландия, Южная Корея и другие.

А воры есть и в самой совершенной экономической системе. Но это не значат, что нужно ликвидировать свободные экономические зоны — лучше выучить опыт других стран. СЭЗ должны быть там, где выгоднее всего. Иногда они создаются и под решение социальных проблем, как сегодня на Донбассе. Когда во времена премьерства Юлии Тимошенко одним махом их закрыли, группа научных работников провела исследование и пришла к выводу: подавляющее большинство этих зон были эффективным. Даже те "мясовозы", через которые ввозили окорочка.

В настоящее время четыре процента ВВП идет в поддержку госпредприятий, в частности шахт. Это оправдано?

— Это не просто дотации, а своеобразные инвестиции. Они стимулируют и поддерживают угольную отрасль. А насколько эффективно используются, это уже другой вопрос. Потому что красть будут всегда. Нужно совершенствовать законодательство, усиливать контроль со стороны государственных и правоохранительных органов. Ситуация такова: или ты даешь четыре процента и держишь отрасль, или выбросишь на улицу сотни тысяч людей. Да еще и в таком тяжелом в социальном плане регионе, как Донбасс.

Сейчас вы читаете новость «"Украину нужно развивать как транспортное государство"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі