Посол Соединенных Штатов Уильям Тейлор, 61 года, завершает свою миссию в Украине. Он считает очень важным то, что в следующих президентских выборах будут принимать участие 35–36-летние политики.
Иностранные дипломаты иногда жалуются, что им трудно понять украинские политические процессы, их логику. Не была ли работа здесь сложной для вас?
— Становится легче понять украинскую политику, если помнить: демократическому развитию Украины только 18 лет. Это молодая демократия. Она настоящая, хотя иногда бывает хаотической. Но лучше быть такой демократией, чем страной, где имя победителя известно задолго до голосования. В вашем регионе есть подобные государства.
США в свое время тоже были молодой хаотической демократией, у нас тоже изменили две конституции. Мы так же прошли через процесс изменения политической партии. Конечно, у вас в настоящий момент еще не выписана и не устоялась, как следует, вся процедура, по-разному объясняют Основной закон. И все же в Украине настоящая демократия.
Разве может называться демократической страна при таком уровне коррупции в судах, что о равноправии перед правосудием нечего и говорить? Или с такой избирательной системой в парламент, не ведущей к реальному представительству граждан?
— Действительно, в судебной и избирательной системе Украины есть что улучшать. Опять же — в США Верховный суд утвердился как авторитетный орган через 20–30 лет после его создания. Украинскому правосудию тоже нужно время для завоевания авторитета, уважения к судебным решениям. То же касается коррупции: очистка общества и изменение отношения людей — дело не одного года.
Относительно избирательной системы — так, закрытые партийные списки действительно усложняют связь между избирателями и избранными представителями. У нас в США эта связь чрезвычайно важна. Впрочем, думаю, Украина сможет улучшить ситуацию в судебной системе, так же имеет возможность изменить избирательную.
Для таких изменений нужна политическая воля тех, кто при власти. Не кажется ли вам, что нынешняя ситуация полностью устраивает главных политических игроков?
— Я в этом не уверен. В любом случае в публичных выступлениях можно услышать о потребности внедрения открытых избирательных списков, отмены неприкосновенности депутатов, борьбы с коррупцией и реформирования судопроизводства.
Вы, бесспорно, общались со всеми ведущими политиками в Украине. Чем они отличаются от американских?
— Политики во всем мире стремятся прийти к власти. В этом они везде одинаковы. Но украинские, хотя и имеют личные взгляды и убеждения, тяготеют к группированию вокруг самого яркого политического лидера. В США политической силе в настоящий момент свойственное скорее наличие определенной идеологической платформы, на основе которой и возникает лидер, способный олицетворять собой эту идеологию.
Действительно, везде целью политиков является приход к власти. Но в Украине это очень часто напоминает бизнес: вкладываются деньги в выборы того или того политика или партию, они приходят к власти и возвращают и преумножают капиталы — собственные и своих спонсоров. Насколько это отвечает цивилизованным стандартам?
— Опять таки, мы в США свыше 230 лет формировали традицию и законы, регулирующие отношения между бизнесом и политикой. У нас также были так называемые конфликты интересов, но сейчас политика и бизнес разделены. В Соединенных Штатах преступлением для политика или правительственного чиновника является голосовать или принимать решение по вопросам, где он может иметь материальную выгоду. Но такие законы и у нас существовали не всегда. Нужно время для того, чтобы они заняли надлежащее место в политической системе. Однако Украине можно не ждать свыше 200 лет, а следуют воспользоваться европейским или американским опытом улучшения политической системы.
Вскоре у нас президентские выборы. Могут ли они с точки зрения радикальных изменений быть для страны чем-то похожи на выборы 2004 года?
— Возможно. Важно, что впервые на этих выборах будут голосовать те, кто родился во времена независимости, — то есть сегодняшние 18-летние. Другим существенным фактором являются политики нового поколения, которым 35–36 лет. Их активный профессиональный опыт тоже приходится на времена независимости. Сочетание этих двух возрастных групп может привести к значительным сдвигам.
Существует ли в Украине фигура, которая действительно могла бы в корне изменить страну?
— Обычно есть. И среди хорошо известных имен, и, возможно, в регионах — среди нынешних мэров, губернаторов. Там для многих людей наступил период, когда можно думать о выдвигании своей кандидатуры на президентские выборы. А в настоящей демократии возможная неожиданность. Вот на американских выборах победил Барак Обама. У него, возможно, нет огромного опыта, но есть огромный потенциал лидерства, способность вести за собой. Такое может произойти и в Украине.
У нас перед каждыми президентскими выборами думают, кто же будет ставленником Вашингтона...
— Американцы на украинских выборах не голосуют. Но мы заинтересованы в демократичности самого процесса. США не имеют каких-то фаворитов, зато у нас есть полное доверие к мудрости украинского народа.
После прошлых выборов у вас и будущих у нас — не изменится ли природа двусторонних отношений, в частности, заключавшаяся в постоянной поддержке Украины со стороны США?
— Следующая будет и с американской, и с украинской сторон. Администрация Барака Обамы твердо будет поддерживать суверенитет Украины и ее территориальную целостность. Мы не признаем принадлежность Украины к чьей-либо сфере интересов. Так же и дальше будем считать, что она как суверенное государство имеет право выбирать, к какой организации или союзам присоединяться. Относительно Украины, то, как по мне, большинство кандидатов на президентство склонно поддерживать наработанное в отношениях из США.
Многих в Украине настораживает намерение новой администрации США улучшить отношения с Россией. Мы хорошо знаем, какие условия может выдвинуть зато Кремль.
— Да, мы пытаемся улучшить тон диалога с Россией. В то же время очень четко говорим, что в некоторых вопросах наша позиция будет отличаться от их. Например, что касается признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии и возможных настояний Москвы относительно сферы ее интересов, которая включает соседей.
В последнее время очевидным является застой в отношениях Украины и НАТО. Многие связывают это самое с давлением России на запад.
— Нет. Перечень шагов, которые должна осуществить Украина в направлении членства в НАТО, не изменился. В частности нужно провести реформу в армии, достичь определенных стандартов. Это длительный процесс. В прошлом году мы сосредоточились на процедурном вопросе, касавшемся Плана действий по приобретению членства. Хотя о самом членстве не шла речь, последовательность нужных для него шагов все равно оставалась бы, даже если бы Украина получила этот план. А теперь вам уместно сосредоточиться на более длительном процессе. Не изменилась и такая предпосылка: чтобы присоединиться в НАТО, Украина должна действительно этого хотеть. Мы не хотим втягивать ее в Альянс. Если Украина решит, что хочет вступить в НАТО, — будем рады ее там приветствовать. Если же нет, то она одинаково будет оставаться стратегическим партнером США.
Комментарии