пятница, 13 января 2012 05:30

"Что Москва говорила – то и платили"

Автор: фото с сайта www.openukraine.org
 

Средняя стоимость российского природного газа в госбюджете на 2012-й определена на уровне $ 416 за тысячу кубометров с учетом скидки по Харьковским соглашениям. За декабрь "Нефтегаз" заплатил "Газпрому" более $ 1 млрд. Изменять условия газовых контрактов Москва отказывается. Она никогда не устанавливала справедливой цены на газ для Украины, – комментирует эксперт по энергетике Богдан Соколовский, 57 лет.

Почему у украинцев такая слабая переговорная позиция в газовых вопросах?

– Украину можно вынудить к любой цене, поскольку у нас нет сильных аргументов. Газа собственной добычи нам мало – слишком энергозатратная экономика. Мало делается для развития альтернативных источников энергоснабжения: сжиженного газа, сланцевого, шахтного метана. И вроде бы  подписаны правильные протоколы о намерениях разрабатывать эти источники, чтобы за пять-семь лет выйти на промышленную добычу. Однако правительство продолжает на коленях выбивать какие-то преференции в Москве. Мол, мы же стратегические партнеры. Это все разговор бедного с богатым.

Так всегда было?

- В начале украинской независимости газом занимались бизнесмены. Называли цену – 50 долларов, мы платили. Но это не была уступка: цена тогда была соизмерима с европейскими. Впоследствии из Москвы прозвучало политическое заявление, что мы "должны за газ". Доказательств не предоставили, но Украина приняла этот долг. Следствием 1995 года стало политическое соглашение по Черноморскому флоту. При президенте Леониде Кучме в 1999-м образовали "Нефтегаз Украины". Это уже была завершающая стадия непрозрачных сделок по газу – бизнесменам стало выгодно, чтобы вместо них договаривалось государство. Во времена премьерства Виктора Ющенко страна перешла от бартера к денежным расчетам. Но полноценного газового рынка с тех пор не построили. Что Москва говорила – то и платили.

Власть обещала решить вопрос снижения цены газа до конца прошлого года. Теперь – в течение 2012-го. Чем это может закончиться?

– Возможно, россияне еще до президентских выборов 2010-го пообещали снизить цену. Неофициально. А таких обещаний, как известно, три года ждут. Нынешняя власть стала заложником нашей газовой истории.

Русские всегда будут искать выгоду. Так поступала бы любая страна. Обижаться на них нечего. Поэтому веских оснований для изменения газовых контрактов до 2019 года я не вижу (окончание действия нынешних контрактов, подписанных при правлении Юлии Тимошенко. – "ГПУ"). Будут мелкие, косметические изменения, которые Россия очень хорошо будет продавать как свои победы. Существенные изменения возможны только при больших уступках с украинской стороны, таких как Харьковские соглашения.

Весной 2011-го премьер Николай Азаров обещал в случае неудачи переговоров подать на Россию в Стокгольмский суд. Это могло бы решить проблему?

– В январе 2009-го, только под выразительным давлением российской стороны были подписаны последние контракты, в Секретариате президента Ющенко собрали юристов. Анализировали документы на предмет обжалования. Юристы тогда пришли к выводу: так обтекаемо и грамотно написано, что почти нереально добиться приговора международного суда в нашу пользу. С русскими лучше договариваться, чем судиться.

Украина в среду сообщила, что сократит закупку газа с 52 миллиардов кубометров до 27. Экономике хватит такого объема?

– Да, эту цифру взяли не с потолка. Такой объем покрывает минимальные потребности экономики, если иметь в виду еще 20 миллиардов кубометров газа собственной добычи. С одной стороны, есть опасения, что, покупая минимум, мы не сможем активно развивать экономику. С другой – такую неэкономную экономику и не стоит развивать. Ответ лежит посередине – минимум стимулировать владельцев газопотребляющих предприятий оптимизировать или перепрофилировать производство.

Цифру 27 миллиардов кубометров зафиксировали в последнем дополнительном протоколе соглашений, которые подписывали тогдашний руководитель "Нефтегаза" Олег Дубина и глава "Газпрома" Алексей Миллер. В 2009-м мы должны были отбирать не менее 40 миллиардов, в 2010-м – 33 миллиарда и даже на 6 миллиардов меньше, без всяких санкций со стороны "Газпрома". Отсюда и цифра 27 миллиардов. Но на 2011-й и нынешний год таких сумм нет. Действуют ли они сейчас, невозможно сказать.

О том, что Украина намерена закупать лишь 27 миллиардов, правительство сообщило россиянам заблаговременно. Но, с другой стороны, в контрактах написано, что обязательный объем отбора – именно 52 миллиарда по принципу "потребляй или плати". Иначе за недобор будут штрафы. Юридически позиция Украины достаточно слабая, чтобы избежать санкций по решению суда.

Почему тогда в "Газпроме" говорят, что украинская сторона не предупреждала о сокращении объемов закупки?

– Такими заявлениями россияне еще раз дают понять, что не собираются пересматривать соглашения. Мол, дискуссию поддержим, но соглашение менять не позволим.

Возможно заключить новый договор – с чистого листа?

– А какие аргументы? Финансовые затруднения? Тем, что мы бедные, никого не проймешь, и не только Россию. Основной аргумент должен быть таким: серьезно изменились обстоятельства, ибо мировая цена упала, мы строим терминал и сокращаем потребление газа.

Кроме того, вести переговоры с Россией очень сложно. Обратите внимание: с нашим министром Юрием Бойко встречается глава "Газпрома" – руководитель коммерческой структуры, а не государственный чиновник. Даже при самых лучших, дружеских отношениях россияне не соглашаются на паритет. И наши нынешние переговорщики  такое позволяют.

Сейчас вы читаете новость «"Что Москва говорила – то и платили"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі