Украина в 2012-м планирует покупать 27 млрд кубометров российского газа вместо оговоренных в договоре 52 млрд. Сумма годовых штрафов за недобор сырья может превысить 64 млрд грн, подсчитал Сергей Дяченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова.
— Россия умышленно пугает Украину санкциями, потому что не уверена в своей позиции, — отмечает руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, 46 лет. — Вопрос не только в договоре, где указан объем закупки на уровне 52 миллиардов кубометров. Есть еще приложения к договору. Они подписаны, но их содержания мы не знаем. А в них, возможно, и выписано, какой размер санкций — сколько миллиардов долларов. В предыдущие годы Украина не выбирала законтрактованные объемы, но санкции к нам не применяли, потому что стороны договаривались. А теперь Россия очень рассчитывает, что вокруг штрафов поднимется большой шум.
Что российская сторона получит от этого?
— Во-первых, уплата штрафов не наступит автоматически. Если бы это было так просто, россияне вели бы себя очень спокойно. В договоре есть много разночтений — это характерно для соглашений "Газпрома". Документ выписан так, чтобы российская сторона имела свободу для маневров. Поэтому, если с украинцами опять не удастся договориться, придется обращаться в Стокгольмский арбитраж. А уже суд будет решать вопрос штрафов.
Российская сторона нервничает, потому что не уверена в решении в свою пользу. Поэтому ведет параллельную игру на смену в среде украинской команды власти. Нынешняя уже не устраивает.
Что об этом свидетельствует?
— Наш президент уже несколько раз при всем народе обещал провести кадровые изменения в правительстве, но до сих пор не смог этого сделать. Внешне это выглядит так, будто во властной команде хвост виляет собакой. Россию не устраивает нынешний украинский премьер, потому что не может через него доступиться к газотранспортной системе. Другой человек во главе правительства, максимально лояльный к "Газпрому", решил бы вопрос влития "Нефтегаза" в российский энергетический гигант.
А почему премьер Николай Азаров не хочет идти на это?
— Потому что у него перед глазами сразу появляется образ Юлии Тимошенко — за решеткой. Оставаясь россиянином по ментальности, Азаров понимает, что такие переговоры по газу рано или поздно вытолкнут и его на путь Тимошенко.
Правительство само себе создало проблемы. Потому что избрало путь минимальных затрат: уговорить россиян уменьшить цену на газ. В этом проявился непрофессионализм нынешней команды. Проблема в том, что у "Газпрома" на кону намного большие цифры. В этом году он переживет большое сокращение потребления газа в европейских странах. Объемы импорта из России существенно упадут. В этом контексте снижение украинских объемов закупок газа для "Газпрома" довольно чувствительное. А когда он получит контроль над украинской ГТС, основные активы энергетических правящих групп в Украине через год-два перейдут в руки русских, которые работают под зонтиком компании "Путин энд компани".
Россия предлагала за ГТС 4 миллиарда долларов. Откуда взялась такая цена?
— Это очередное манипулятивное предложение "Газпрома". В чистом виде повторяется белорусский вариант: в 2007-м Минск хотел за "Белтрансгаз" за 17 миллиардов долларов, Москва предлагала 4 миллиарда. Потом сошлись на 5 миллиардах. То есть россияне сейчас прощупывают почву для сделки. Умышленно называют сумму, чтобы об этом заговорить. Украинское правительство отвечает, что система стоит 20 миллиардов, Юлия Тимошенко из-за решетки пишет, что 200 миллиардов. И начинается дискуссия о цене, а не о том, стоит ли продавать вообще. Цену должен был бы назвать независимый международный оценщик. К сожалению, украинская власть сделала все, чтобы капитализация системы падала. В частности, постоянными своими заявлениями о "металлоломе".
Может ли Украина задействовать альтернативный маршрут транспортировки газа из Турции, о котором заявил министр топлива Юрий Бойко?
— Поставки газа из Турции могут быть лишь через трубопровод по территории Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии. Но это сугубо теоретический вариант, потому что еще нужно договориться с этими странами и развернуть газопровод. Сделать это быстро технически невозможно.
Украинская теплоэнергетика сможет за год перейти на сжигание угля вместо газа, как заявляет власть?
— Это вполне возможно. Технологическое переоборудование мощностей займет как раз столько времени. С другой стороны, есть и совпадение интересов — отечественный уголь сейчас принадлежит "своим" для власти олигархам. Возможно даже, что существует своеобразный заказ или лобби крупных владельцев, чтобы увеличить добычу энергетического угля. И это нормальный, разумный шаг правительства. По крайней мере, Ринат Ахметов имеет основания восторгаться им.
Комментарии
17