Если бы с Богом можно было " добазарить ся", то Янукович обязательно мотался бы с ним в Москву. Усаживаясь в правительственном самолете, говорил бы: "Ну, с Богом" — считая, что так оно и есть, и Бог скрючился где-то в багажном отделении за кучей чемоданов, чтобы не мозолить глаза. Чтобы потом, в ответственный момент газовых переговоров, появиться невидимо за спиной и поддержать своей милостивой десницей.
Поскольку способ этот ненадежный, у нас привычно пользуются другим внешнеполитическим инструментарием Бога — попами. Собрался, скажем, украинский премьер к Путину и к дяде "Газпрому" — и заранее красивый э пи столярий Алексию ІІ отправил. Без повода — ни дня рождения у патриарха не было на прошлой неделе, ни Пасхи. "Благодарю за ваше поистине родительское беспокойство о судьбе православия в нашей стране". Что интересно: когда премьер ехал в Брюссель, то Бенедикту XVI письмо не составлял с пане гириком: "Спасибо, Папа, за ваше папское беспокойство о судьбе католицизма в нашей стране". Очевидно, переговоры в Брюсселе не имели такого потрясающего приоритета, как те, что в Москве.
Как бы Алексий ІІ ни махал благодарно пани кадилом, на цену газа это не влияет
За исключением 2004–2005 годов, украинские власть предержащие не принимали "конфессионального целебата" и крутили роман с московской церковью. Но времена пещерной откровенности и постсовец кой неуклюжести уже проходят, поэтому хочется видеть более элегантные движения в использовании такого идеологически лоббистского средства, как иностранные патриархи. Тем более что эмпирическим путем доказано: как бы Алексий ІІ ни махал благодарно пани кадилом, на цену газа это не влияет. Виктор Янукович и его советники не учли: храмовые пиар-практики кандидата в президенты неуместны для победителя, который стал главой правительства, поэтому должен быть как равноудаленным от разных конфессий, так и одинаково внимательным к ним. Тем более "по сану" руководителю украинского правительства не очень подходит демонстрировать пиетет к конфессии, иерарх которой Владимир Сабодан в этом году отказался принять участие в общем молебне в честь Дня независимости Украины.
Церковь — очень деликатная институция. У нас еще не научились осознавать, что оказывать открытое преимущество одной из них (а особенно вызывающе антиукраинской) так же бесполезно для имиджа государственного деятеля, как, скажем, подчеркивать культ пчел над другими милыми домашними животными.
Надеяться на выравнивание политической благожелательности новой правительственной команды к сущим в Украине христианским церквам, конечно, не приходится — это и сложно, и затратно, и ментально не подходит. Поэтому-то пункт о создании единой Поместной церкви вылетел из первой редакции Универсала в мусорную корзину. Московские попы получили после Кучмы нового "Папу" — молитва "по поняти ях" будет продолжаться.
Комментарии
2