Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, 49 лет, считает, что Украина должна срочно разработать закон о принципах государственной поддержки отраслей экономики.
Как вступление в ВТО может повлиять на отдельные отрасли нашей экономики?
— Нужно четко понять, что в ВТО вступают не отдельные отрасли, а вся экономика. Поэтому, если где-то будет "минус", то в другом месте обязательно будет "плюс". Потенциально может выиграть металлургия, потому что снизится импортная пошлина и не будет квотирование ее продукции. Высокая перспектива и в сферы предоставления финансовых услуг. Потому что усилится присутствие капитала, в том числе иностранного. Расширится страхование и кредитование граждан.
В то же время для отдельных отраслей могут быть проблемы. На украинский рынок придет больше иностранных компаний, повысится уровень конкуренции. По нашим оценкам, производство сельскохозяйственной продукции может уменьшиться на 12%. Но сегодня развитие аграрного сектора определяется не столько ВТО, сколько мировыми тенденциями. В течение последних двух лет происходит беспрецедентное повышение цен на сельхозпродукцию. Поэтому потери могут быть компенсированы ценами. Можем производить меньше, но на внешнем рынке продавать дороже.
Что будет с государственной помощью селу?
— Мы вступаем в ВТО с конца 1993 года. И если до этого времени производители сельхозпродукции не пытались адаптироваться к рыночным условиям, то сколько еще можно давать им льготы? На рынке должны быть созданы равные условия для его участников. Проблемы в аграрной сфере связаны не со вступлением в организацию, а с отсутствием реформ в селах.
Правила ВТО не запрещают помогать сельскому хозяйству, но есть определенные критерии. Украина должна срочно разработать закон о принципах государственной поддержки отраслей экономики.
Стоит ли ожидать после вступления в ВТО массовых банкротств украинских предприятий?
— Если владелец предприятия не захочет обанкротиться, то будет вкладывать в это деньги и повышать конкурентоспособность своей продукции. Государство не должно этим заниматься. Даже в настоящий момент, когда мы еще не в ВТО, одни предприятия создаются и развиваются, а другие — обанкрочиваются. После вступления в организацию этот процесс оживится. Потому что рыночная экономика — это отбор лучший и использование общественных ресурсов в поддержку более конкурентных производств. Поддерживать тех, кто никогда не станет конкурентоспособным, — экономический абсурд.
А обеспечение конкурентоспособности — это образ жизни, а не кратковременный процесс. Если этот механизм не будет работать, то у страны не будет исторической перспективы. Поэтому все производители должны обеспечить конкурентоспособность своих товаров и услуг. Но нужно четкое виденье: что должны делать при этом они и какую экономическую политику должно проводить государство для того, чтобы этому способствовать.
Правда ли, что после вступления в ВТО многое может подешеветь?
— Расширение импорта и сокращение барьеров на его пути имеет антиинфляционное влияние. Чем больше товаров, тем ниже цены. По крайней мере, будут расти не так быстро, как сейчас. Но фактор ВТО в этом один из многих. Сегодня есть другие, более важные факторы инфляции. Правительство должно действовать активнее, чтобы притормозить инфляционные процессы, контролировать макроэкономическую ситуацию.
Не нужно создавать мифы и демонизировать эту организацию
ВТО — это набор определенных возможностей, которыми можно воспользоваться. Не следует переоценивать ее влияние на нашу экономику и жизнь. После вступления в Мировую организацию торговли эффект почувствуем не сразу, а через определенный промежуток времени. Поэтому должен быть спокойный и сбалансированный подход. Не нужно создавать мифы и демонизировать эту организацию. Мы получим перспективу и потенциал.
Как будут сосуществовать новые экономические правила и нынешний уровень нашей теневой экономики и коррупции?
— Даже несмотря на этот уровень, инвесторы последние два года идут в Украину достаточно активно. Хотя, возможно, их могло быть больше. Но теневая экономика и коррупция касается и отечественных производителей, вынужденных давать взятки. Следовательно часть ресурсов идет не на производительное потребление, а изымается из потенциальных инвестиций. Деньги идут на взятки, а не вкладываются в производство.
Членство в ВТО может в этом помочь. Скажем, сегодня украинский рынок менее защищен, чем должен был бы быть, от контрабанды. Например, существуют много теневых и "серых" схем, по которым к нам завозят "левые" автомашины. Ясно, что нужно реформировать таможенную службу. А ВТО предусматривает определенные правила таможенной оценки. Если они будут адекватно внедрены, то это поможет в борьбе с коррупцией. Организация предусматривает механизмы защиты прав интеллектуальной собственности — это для нас также важно. Потому что страдают не только иностранные, но и украинские, компании.
Чем лучше будет у нас ситуация с коррупцией, тем более ровными будут условия для отечественных и иностранных производителей. Потому что для наших предпринимателей взятки являются дополнительными расходами, которых не имеют их заграничные коллеги благодаря нормальной регуляторной среде.
Комментарии