Председатель Национального форума профсоюзов Украины Мирослав Якибчук, 40 лет, допускает, что существует определенный заговор государства и работодателей относительно увольнения людей по собственному желанию.
Сколько людей станут безработными в ближайшие месяцы?
— Около пяти миллионов. Думаю, больше всего увольнений будет в феврале-марте следующего года. Те, кто сейчас в вынужденных отпусках или на сокращенном рабочем дне, — это и есть потенциальные безработные. На сегодня уже имеем около миллиона уволенных.
Почему на рынке труда происходит такой большой обвал, какого не было даже в кризисных 1990-х?
— Владельцы предприятий, которые в свое время за бесценок приватизировали заводы, брали на себя обязательство не сокращать рабочие места, содержать всю социальную инфраструктуру. Сегодня, когда кризис ударил по производству и доходам, они пытаются сохранить свои сверхдоходы за счет сокращения работников, уменьшения зарплат. Власти нужно немедленно реагировать: создать комиссии, которые разбирались бы с каждым предприятием: кого действительно зацепил кризис и ему нужна государственная поддержка, а кто, прикрываясь кризисом, просто не выплачивает зарплату, экономит на людях — совершает уголовное преступление.
И многие так поступают?
— Думаю, около половины предприятий. Хотя, с другой стороны, на производстве работают многие люди, которые в новых условиях и при новых технологиях действительно не нужны. У нас в стране переквалификация кадров стала колоссальной проблемой. Уничтожены институты, которые этим занимались. Уже нет профтехучилищ. Возможно, однако, именно кризис даст толчок к перестройке нашей экономики, внедрению новых технологий и методов переквалификации рабочих.
Как именно работодатели выпихивают людей с работы?
— Наиболее выгодным для них является увольнение по собственному желанию. При этом работник на протяжении 90 дней не может получить никаких выплат из фонда занятости, стать на учет на бирже труда. Потому, когда работника против его воли "просят" подписать заявление по собственному желанию, он должен бороться за свои права. Выгоднее быть освобожденным от должности с формулировкой "в связи с реорганизацией производства", "в связи с сокращением штата" — тогда специалисту должны предложить другую работу. Если такой нет, то через семь дней человек начинает получать выплаты — 80 процентов средней зарплаты в этом регионе.
И как работникам бороться против увольнений?
— Нужно твердо знать свои права. Рабочий обязательно должен быть предупрежден в письменной форме, что его увольняют. После этого он имеет право еще два месяца отработать и получить соответствующие заработанные деньги. В трудовых договорах четко прописано, за что могут уволить работника, а при каких условиях этого делать не имеют права. Кроме другого, государство предоставляет гарантии отдельным категориям людей, которых нельзя освободить от должности без их согласия. Например, женщин, у которых есть дети в возрасте до шести лет, одиноких матерей, которые имеют детей-инвалидов, людей пенсионного возраста. Но проблема в том, что и власть, и работодатели пытаются создать такой механизм, чтобы люди увольнялись по собственному желанию. Государство в этом заинтересовано, потому что три месяца не платит помощь по безработице. А работодатель не выплачивает отпускных, которых вы не брали, и выплат по увольнению.
Кризис коснется практически каждой отрасли
Те работодатели, кто нарушает трудовое законодательство, должны нести четкую ответственность. Если бы у нас двух-трех руководителей за это наказали, то другие такого не делали бы.
Выходит, что существует некий заговор работодателей и государства?
— Можно сказать, что так. Взять хотя бы ситуацию с Львовским автобусным заводом. Восемь месяцев людям не выплачивают зарплату, закрыли завод и никого не пускают. Владельцы — в России, готовые автобусы через черный ход вывозят и продают. Деньги поступают на чьи-то офшорные счета. Люди в отчаянии, а местные власти просто разводят руками.
Какой должна быть роль профсоюзов в таких ситуациях?
— Если есть такое жесткое невыполнение трудового законодательства и обязательств работодателя, профсоюзы должны требовать возвращения завода в собственность государства. Не умеешь руководить, соблюдая права работников, — отдай предприятие другому.
Сколько предприятий закрылось за этот год?
— Около тысячи. Думаю, что с Нового года таких будет как грибов после дождя. Кризис коснется практически каждой отрасли.
Когда могут вспыхнуть массовые протесты?
— На протяжении следующего месяца мы будем анализировать ситуацию, которая сложилась в государстве. А уже весной увидим реальную картину и тогда начнем действовать.
Не удивительно ли, что Партия регионов обещает массовые забастовки, тогда как ее члены являются владельцами предприятий?
— Действительно, и члены Партии регионов, и БЮТ владеют предприятиями, на которых сейчас увольняют людей. Но именно представители "Регионов" делают это больше всего. Сегодня эта партия рейдерским способом захватила Федерацию профсоюзов и под ее прикрытием проводит разнообразные акции. Эти профсоюзы превратились в механизм достижения власти, то есть их используют в качестве оружия в политической борьбе против сил новой коалиции. Нынешние протестные акции ФПУ, как видите, проходят под голубыми партийными флагами. Но если это политическая акция, а не профсоюзная, то здесь никакой защитой людей труда и не пахнет. Просто кое-кто очень хочет на плечах профсоюзов вернуться в кресла властей предержащих.
Комментарии