Служба безопасности пытается установить автоматическую систему снятия информации на каналы связи компании "Интертелеком", которая предоставляет услуги мобильной связи в стандарте CDMA. На прошлой неделе помещение главного офиса мобильного оператора обыскали по подозрению в получении контрабанды.
— Автоматическую систему для прослушивания операторы связи обязаны закупать и устанавливать по статье 39-4 Закона "О телекоммуникации". Но дело в том, как ее используют, — комментирует сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, 58 лет. — Когда принимали закон, в Украине не было ни Интернета, ни мобильной связи. Речь шла лишь о контроле корреспонденции и стационарных телефонов. Постепенно, с развитием средств связи, появляется больше средств для контроля. Это вполне естественно для борьбы с преступностью. Но в законе должны быть четко выписаны основания для этого и гарантии против злоупотреблений. Потому что если спецслужбы не ограничивать и не контролировать, они будут злоупотреблять.
Закон позволяет использовать средства связи, когда речь идет о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, если другим способом получить информацию невозможно. У нас под эту норму могут завести дело о преступлении, за которое предусмотрено наказание более пяти лет лишения свободы. За рубежом перечень правонарушений вполне конкретный: убийство, наркотики, терроризм, шпионаж и тому подобное. В Британии, например, разрешение прослушивать дают на месяц, потом спецслужбы должны доложить суду, что они обнаружили.
Когда принимали закон, не было ни Интернета, ни мобильной связи
Действенных средств против злоупотреблений есть два. В Австрии человеку сообщают, что его прослушивали. В США спецслужбы подают годовой отчет о количестве таких мероприятий, по каким преступлениям и о результатах.
В Украине таких норм нет. Поэтому органы могут прослушивать кого угодно. Больше всего — политиков, бизнесменов, журналистов и общественных активистов. Еще применяют сканирование: на определенной территории записывают все разговоры, а затем ищут в них что-то подозрительное. Это нарушение закона, потому что нет конкретных обвиняемых.
Получить разрешение на прослушивание спецслужбам очень легко: достаточно завести оперативно-разыскное дело, в котором человек будет фигурировать как подозреваемый или важный свидетель. В Германии или Франции ежегодно выдают не больше тысячи разрешений, в Украине — 20 тысяч.
Комментарии