Налоговый кодекс осложняет работу малым и средним предпринимателям, считает исполнительный директор Европейской бизнес- ассоциации Анна Деревъянко, 34 года. Эта организация объединяет свыше 800 международных компаний, которые работают в Украине.
Происходят ли реформы, о которых говорят в правительстве?
- Реформы могут что-то улучшать, а могут просто менять форму или правила ведения предпринимательства. Вот приняли новый Налоговый кодекс - изменили форму. Общую ситуацию это не улучшило. Налоговый кодекс реально обременяет в настоящее время малый и средний бизнес, в то же время оставляя возможности оптимизации налогов для большого.
Конечно, есть там и позитивные вещи. Но бизнес не получил достаточно времени на подготовку к таким изменениям. Поэтому бухгалтера делают теперь ошибки, налоговая их за это карает. Методы воплощения кодекса вызывают много сетований со стороны бизнеса.
Подобное может произойти и с земельной реформой. В законопроекте "О рынке земли" есть конструктивные, долгожданные вещи. Но закон примут в октябре, потом его должен подписать президент. Поэтому для бизнеса и людей останутся ноябрь-декабрь на подготовку к новым реалиям. Два месяца явно недостаточно, чтобы провести эффективную разъяснительную кампанию. Рассказать, что реформа имеет полезного, что можно будет делать, а чего нет.
Спешат, а затем начинается пересмотр принятых законов. Вот в Налоговый кодекс недавно внесли изменения, в настоящий момент готовят еще одну порцию. Так зачем было устраивать гонку, а теперь все переделывать?
Что думаете о Законе "О государственных закупках", который приняли будто как очень хороший, а затем тоже начали изменять?
- Изменения законодательства всегда продиктованы чьим-то интересом. Если бизнеса или общества - это нормально. Но очень плохо, когда этот интерес индивидуален. Принятие изменений, которые идут в разрез с общественным интересом, на совести властьимущих. Думаю, с законом о госзакупках история расставит все по своим местам, и впоследствии таким действиям будут даны объективные оценки.
Властьимущие много говорят о борьбе с коррупцией. Бизнес чувствует ее последствия?
- Действительно, если послушать выступления и заявления, то в Украине происходит масштабная антикоррупционная кампания. То же относительно совершенствования судебной системы. Но на практике никакого улучшения нет. Напротив, бизнесмены жалуются на усиление взяточничества. И это при том, что есть действительно позитивные сдвиги в налоговой сфере и работе таможни.
У нас люди и бизнес работают на государство, а должно было бы быть наоборот. Так, как в развитых странах. Там правительство, государственный аппарат помогают бизнесу выполнять законы. Фактически, обслуживают предпринимателей, чтобы те могли нормально платить налоги, создавать рабочие места, инфраструктуру. У нас же бизнес ежедневно должен доказывать, что он нормален и прозрачен. И сдвигов в этом нет.
Временами из высказываний состоит впечатление, что будущая зона свободной торговли с Евросоюзом мгновенно изменит реальность в украинской бизнесовой среде. Соглашаетесь?
- Она, скорее, будет мощным инструментом, который откроет огромные возможности для украинских экспортеров. Конечно, есть определенные риски, ведь бизнес должен быть при этом конкурентоспособным. Он должен приспособиться к новым реалиям, перейти на высшую ступень развития - тогда извлечет пользу от зоны свободной торговли с ЕС. В этом смысле очень важно улучшить ситуацию с коррупцией и судопроизводством. Иначе соглашение должным образом не будет работать. Так, как не работают у нас много неплохих законов.
Без минимизации взяточничества и честных судов соглашение не будет иметь смысл?
- Будет. В соглашении об ассоциации с ЕС, частью которой будет соглашение о свободной торговле, зафиксируют обязательство Украины относительно улучшения инвестиционного климата. А это и реальная борьба с коррупцией, уменьшение бюрократических препятствий, улучшения судебной системы. Поэтому бизнес сможет использовать соглашение, чтобы жать на власть, добиваться выполнения обещаний. Так же, как и европейские структуры.
Европейскую бизнес-ассоциацию вовлекали в переговоры относительно соглашения о свободной торговле?
- Мы много общались неформально с переговорной командой ЕС. Подчеркивали то, что тревожит европейский бизнес в Украине и продолжаем это делать. Наш диалог с европейскими переговорниками прозрачен и открыт. Часто они сами обращались за консультациями.
Украинской стороне также передали свои рассуждения относительно того, что следует отстаивать на переговорах. Но какого-то активного диалога не вышло. Большой заинтересованности в общении с бизнесом со стороны украинских переговирников мы не почувствовали.
Комментарии
4