Состав нового правительства свидетельствует о дальнейшей концентрации власти в руках "семьи" президента. Большинство олигархов и даже лидеров Партии регионов оказываются вне доступа к крупнейшим ресурсам, считает политолог Сергей Таран, 43 года:
— Этот Кабинет Министров будет переходным, — говорит. — Его задача — передать полномочия представителям "семьи" президента, которую сейчас представляют первый вице-премьер Сергей Арбузов, глава МВД Виталий Захарченко, министр финансов Юрий Колобов. И где-то через полгода Арбузова уже смогут назначить главой правительства.
Почему президент ему так доверяет?
— Арбузов очень удобен Януковичу, потому что не связан ни с какой группой в Партии регионов. Он обязан своей карьерой лично президенту. Важно также, что у него нет политических амбиций.
Какие основные черты Арбузова?
— Он — человек непубличный. У него нет ни харизмы, ни достаточного уровня представлений об экономике. Его инициатива о внедрении налога на продажу валюты свидетельствует, насколько человеку не важно, как его воспринимают.
Как на должность министра социальной политики попала лидер "Украины — Вперед!" Наталия Королевская?
— Она хорошо справилась с ролью технического кандидата во время парламентской кампании. Выступала как сила, которая изнутри подрывает "Батьківщину", а затем отбирает у нее голоса. Теперь Королевская будет собирать негатив социальной политики вместо Сергея Тигипко. Ей отдали сферу, где она никак не выполнит свое предвыборное обещание "зарплата — тысяча евро, пенсия — 500".
Почему министрами соцполитики становятся миллионеры — Тигипко, Королевская?
— У нас на должности назначают не за профессионализм. Значительно важнее иметь нужны связи, быть лояльным к президенту, основным олигархам.
Министра образования Дмитрия Табачника и министра обороны Лебедева называют ставленниками Кремля.
— Табачник является таким однозначно. Он особо этого и не скрывает. Относительно Павла Лебедева, то его назначение — загадка. Все станет явным после первых его шагов. У нас ненормальная традиция, что министрами обороны становятся люди, связанные с Россией. В прошлый раз — Дмитрий Саламатин, который до 2005 года был гражданином России. Теперь — Лебедев, который там родился.
Каким образом они могут отстаивать интересы Москвы?
— Табачник активно продвигает российские взгляды в учебники и систему преподавания. Это имеет эффект. А министр обороны контролирует армию, оружие, военное имущество.
Что изменится во внешней политике с новым министром Леонидом Кожарой?
— Ничего. И Кожара, и бывший глава МИД Константин Грищенко имеют одинаковое представление о внешней политике: официально — евроинтеграция, на деле — ничего для этого не делать.
Однако проблема внешних отношений не в личности руководителя Министерства иностранных дел, а во внутренней ситуации. А здесь все вопросы — к президенту.
Комментарии