Средняя розничная цена на бензин А-95 в Украине превысила 10 грн/л. На 5–15 коп. подорожало горючее и других марок. Чтобы стабилизировать цены, бывший министр топлива и энергетики 53-летний Иван Плачков советует возвращать нефтеперерабатывающие заводы в государственную собственность.
Почему подорожали бензин и дизтопливо?
— На цену повлияли прежде всего события на Ближнем Востоке и в арабских странах. В Европе, однако, успели увеличить запасы нефти в своих хранилищах, поэтому там кризис переживают не так болезненно. А Украина бездарно распоряжается нефтеперерабатывающими заводами. В свое время приняли ошибочное решение продать эти предприятия компаниям, которые имеют собственную нефть. Они должны были бы наполнять внутренний рынок. Но эта обязанность нигде не зафиксирована юридически. Поэтому заводы в Херсоне и Одессе теперь не работают, потому что туда не закачивают нефть. А лисичанский и кременчугский стали монополистами.
Сколько НПЗ принадлежат государству?
— Ни одного. Лисичанским руководит "ТНК Би Пи", а одесским — "Лукойл". Это собственность россиян. Группе "Приват" Игоря Коломойского принадлежат наддворнянский, дрогобычский и половина кременчугского. Остальными управляет "Укртатнефть".
Иностранные компании виновны в подорожании?
— Нефть никогда не подешевеет, и цену на бензин можно только удерживать. Но Украине нужно рассчитаться с внутренними долгами. Потому что как только государство упрекает за что-то предпринимателей, они вытягивают документы и говорят: "Вот вы нам налог на добавленную стоимость не возвращаете полгода". Так как государство может указывать, что делать "ТНК Би Пи", если оборот этой компании равняется госбюджету, если не больше его?
Теперь нефтяные компании делают хитро. Они соглашаются на предлагаемый правительством ценовой коридор, но за те деньги продают бензиновую смесь, а не бензин. В Украине нет чистого 95-го бензина, половина горючего на заправках не отвечает качеству. Как государство контролирует их? Контрольная группа за 10 дней предупреждает о проверке. Приходит инспектор. Говорит: бензин не отвечает качеству, — и получает взятку. И уже завтра утверждает, что тот же бензин отвечает качеству.
Как с этим бороться?
— Нужно вводить орган лицензирования, аналогичный Национальной комиссии регуляции электроэнергетики. Проверили без предупреждения, обнаружили отклонение от нормы и забрали лицензию у оператора нефтепродуктов.
Как стабилизировать стоимость горючего?
— То, что правительство Азарова установило фиксированную цену, — это глупости. Юлия Тимошенко в свое время тоже кричала на каждом шагу, что бензин будет по 2,99 гривни. Но хоть десять постановлений напиши, а рынок ничем не обманешь.
Нужно или возвращать нефтеперерабатывающие заводы в государственную собственность и контролировать их, или переходить на другие формы взаимоотношений.
Также следует создать стратегический запас светлых нефтепродуктов на 90 дней использования. Тогда страна будет плавнее преодолевать бензиновые кризисы и экономить миллиарды долларов. То есть 90 тоннами из 100 тонн нефтепродуктов компании могут распоряжаться на собственное усмотрение, а остальные как постоянный остаток хранят в хранилищах. Владелец может продать эти 10 тонн по рыночной цене, но только по команде органа лицензирования. Тогда он не сможет объяснять увеличение стоимости отсутствием сырья на НПЗ.
Соответствующий закон мы подготовили еще пять лет назад. Но он не прошел в парламенте из-за лобби Народной партии Владимира Литвина. В эту партию входит Игорь Еремеев — один из владельцев украинских заправок. Мы все равно додавили бы тот закон, но нас отправили в отставку.
Комментарии