Представители украинской власти и эксперты обвинили Евросоюз в поддержке строительства Россией газопровода "Южный поток" в обход территории Украины. Это противоречит участию Киева в Энергетическом содружестве — организации, которая устанавливает единые правила на европейском энергетическом рынке, считают эксперты.
— Я не согласен с такой радикальной позицией, — говорит 47-летний Михаил Гончар, директор энергетических программ аналитического центра "Номос". — Украина имеет основания обижаться. Но такие заявления — непонимание того, как работает ЕС. Там есть наднациональный уровень структур, но они имеют ограниченный мандат. Не могут просто приказать национальным правительствам не принимать участия в российском проекте. И российский "Газпром" воспользовался этим. Он вбил клинья между отдельными странами-членами ЕС, а теперь вбивает их между ЕС и Украиной. ЕС просто ограждает свои поставки, чтобы не зависеть от непредвиденных обстоятельств.
Эти заявления Украины могут подогреваться самой Россией?
— Бесспорно. Россия не может согласиться на наше членство в Европейском энергетическом содружестве. В прошлом году перед саммитом Украина-Евросоюз россияне предлагали нам: хотите скидку на газ, выходите из ЕЭС. В этом году то же предлагали Молдове. Выход Украине ничего не даст, кроме недоверия, пренебрежения и нежелания наших западных партнеров иметь с нами дело. А России невыгодно наше членство в ЕЭС, потому что Украина, в сущности, принадлежит к общему энергетическому пространству Европы. Из-за этого возможностей для манипуляций у "Газпрома" намного меньше. Ну, и геополитически это сильно раздражает Москву.
Какие страны согласились на проведение "Южного потока" и почему?
— Болгария, Венгрия, Словения, Италия, Франция, Германия. Еще есть Сербия, но она — не член ЕС. Дольше всего опиралась Болгария. Не из любви к Украине. "Газпром" им держит очень высокую цену на газ. Есть проблемы с достройкой россиянами энергоблоков на Беленской АЭС. Болгары отстаивали свои шкурные интересы. И это Украина должна была бы использовать.
Что Украина могла сделать?
— На уровне премьера, вице-премьера, министра энергетики должны были сосредоточиться не на пинании ЕС за "измену украинским интересам", а на серьезной работе в Софии, Будапеште, Любляне, Белграде. Например, Болгарии могли предложить какие-то преференции — она импортер нашего угля, получает 2,7 миллиарда кубометров газа через нашу территорию. По большому счету, мы могли бы компенсировать Болгарии этот газ из собственной добычи, лишь бы они не присоединялись к "Южному потоку".
Нам нужна кооперация с другими странами для разнообразия источников и маршрутов поставок газа. Сотрудничество с государствами, которые решают такие же вопросы. А у наших министров какая-то мания величия — считают, что им все должны, все виноваты. Часто даже на запланированные переговоры просто не приезжают. О чем с ними договариваться? "Южный поток" — это геополитическое поражение Украины.
"Газпром" может остановить транзит газа через Украину?
— Нет. На линиях "Южного" и "Северного потоков" нет возможностей для хранения газа. А у нас есть газохранилища. В ЕС это понимают. Они сейчас хотят как-то соединить "Северный" и "Южный потоки" на суше. Чтобы можно было переориентировать потоки, когда что-то случится.
Чем "Южный поток" навредит ЕС?
— Тем, что не будет проекта "Набукко" (планируемый магистральный газопровод 3,3 тыс. км из Центральной Азии в страны ЕС. Проектная мощность — 26-32 млрд "кубов" в год. — "ГПУ"). Это был единственный реальный проект альтернативного газоснабжения Европы. Двум проектам будет тесно.
"Набукко" выглядит классно на бумаге, но пул компаний для его реализации имеет связи с российским "Газпромом". Поэтому все делается, как мокрое горит.
В чем вред этого проекта для Украины?
— Это пропагандистские спекуляции России, будто "Северный поток" или "Южный поток" могут привести к отказу "Газпрома" прокачивать газ через Украину. Если бы мы были не нужны России, она не требовала бы нашей газотранспортной системы и создания общего консорциума. Без наших подземных хранилищ они не смогут поддерживать стабильность своих поставок. Украинский маршрут будут использовать, потому что объективно он наиболее экономен.
Комментарии
71