четверг, 27 октября 2011 09:39

Большую часть бюджета будут распределять вручную

Автор: малюнок: Дмитрий Скаженик
 

Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный проект Государственного бюджета. Тысячи предложенных изменений отклонили и утвердили главный финансовый документ страны фактически в правительственном варианте.

Нельзя считать изменением переименовывание пункта "Медицинское обслуживание народных депутатов и руководящего состава органов государственной власти" на "Предоставление медицинских услуг медзаведениями Государственного управления делами". Это лишь маскировка старой системы номенклатурных кормушек. Правда, правительству рекомендуют ко второму чтению сделать немало правильных вещей. Как вот уточнить прогноз развития экономики под воздействием кризиса, внести предложения по монетизации льгот, разработать стандарты и нормативы по закону "О государственных стандартах и государственных социальных гарантиях". Но это лишь слова. Цифры оставили старые.

Главные проблемы бюджета не решены:

— власть планирует в следующем году собрать на 39 млрд грн налогов больше, чем в этом году. Однако на протяжении года втрое уменьшилось количество тех, кто открыл свой бизнес. Законные и незаконные поборы с предпринимателей только растут. Возвращается рекет, о котором Украина забыла с 1990-х;

— основные расходы — административные расходы и государственные закупки, традиционно связанные с предельно высоким уровнем коррупции;

— госбюджет дотирует компанию "Нефтегаз" на 12 млрд грн, хотя с неоднократными повышениями цен на газ и огромными предыдущими дотациями "Нефтегаз" мог бы уже и выйти на самоокупаемость;

— запланировано выделение государственных гарантий на 15 млрд грн. В отличие от госбюджета в этом году, направления экономики, на которые предоставляют госгарантии, не определены. Их могут выделить на что угодно;

— страна возьмет внутренних и внешних долгов 92 млрд грн, а отдаст 59. Внешних долгов планируют взять почти на $5 млрд.

Невзирая на заявления власти об административной реформе и сокращении кадров, на практике оставлен излишне дорогой государственный аппарат.

В сравнении с 2009 годом финансирование Генпрокуратуры выросло в 2,5 раза, президента — практически вдвое, МВД — в 1,8 раза. Бюджет почти каждого учреждения дополнен такими статьями: "прикладная разработка организации и деятельности учреждений", "научно-методическая разработка организационной деятельности". Каждая из этих статей тянет десятки а то и сотни миллионов гривен.

Ключевой изъян бюджета — слишком оптимистичные показатели. В правительственном бюджете рост ВВП в следующем году предусмотрен на уровне 5,5%, инфляции — 7,9%. Такой низкой инфляции в Украине не было с 2002 года. И это тогда, когда прогнозы на 2012 год о росте экономик США, ЕС, Китая, России снижены на 0,7–1,5%.

Например, МВФ прогнозирует замедление темпов экономического роста в Европе в течение следующего года. Не избегут замедления даже Германия со Швецией. Испания ожидает незначительного роста — чуть больше 1%, Италия — 0,3%. Экономический рост в Польше, Латвии и Литве замедлится почти до 3%.

Зато правительство Украины прогнозирует рост промышленного производства на 8,3%. По мнению правительственных чиновников, на 5–6% увеличится выпуск продукции металлургии, химической и легкой промышленности, машиностроения — на 20%. Хотя рыночные позиции в мире для этих товаров снижаются.

Новация этого бюджета — крайняя размытость статей. В сущности, голосование в парламенте теряет значение, поскольку большая часть бюджета будет распределяться чиновниками вручную. Недавно президент Виктор Янукович заявил: "Нельзя так безбожно красть". А еще раньше лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов при всем народе говорил, что позволял подчиненным разворовывать лишь 10% областного бюджета. Мол, красть таки можно, но не в таких масштабах, потому что самой власти скоро не будет чего красть.

Политики в Украине до сих пор говорят о своем "профессионализме".

Если бы это говорили руководители Дании, Норвегии или других держав мира из первой десятки по уровню ВВП на душу населения, это было бы уместно. Но не в Украине с ее вторым снизу в Европе уровнем ВВП на душу населения и не с людьми, которые десятилетиями сидят на правительственных должностях или в Верховной Раде.

Частая смена принципов бюджетного законодательства — будто пишут не законы, а веником по уборной — подрывает легитимность не только законов, но и государственных институций. Люди, которые только что вышли из каменного века, были в этом смысле значительно умнее теперешней власти. Например, в Персидской империи никто, даже царь, не имел права отменить собственные законы. Даже тогда было понятно, что, меняя правила под политический момент, власть выглядит пугалом.

Сейчас вы читаете новость «Большую часть бюджета будут распределять вручную». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі