Во вторник в 10.12 инспектор Госавтоинспекции 29-летний Василий Билан подходит к автобусу Корсунь — Умань на автостанции Тального. Объясняет водителю, что проверяют пассажироперевозчиков. Просит показать документы.
— Нет проблем, — отвечает шофер Сергей Пиштовый, 45 лет. Достает пачку документов. Дает инспектору лицензию на перевозку и путевой лист.
— Медосмотр проходили?
— Да ты что, команди р, а кто же меня выпустил бы в дорогу, если бы не прошел.
Билан просматривает водительское удостоверение Пиштового. Удивляется, когда видит, что у того открыты все категории. Шутит, что остается открыть категорию на самолет.
Напарник инспектора Леонид Заграничный, 34 года, выписывает штраф водителю грузовика, который поставил машину на платформу для автобусов.
Билан подходит к рейсовому бусу Ивахны — Черкассы. Подзывает водителя. Берет документы и обходит машину спереди. Потом идет в салон. Дергает за сидение. Замечает отсутствие ручки на дверях запасного выхода.
— Забрал, потому что какой-то пассажир недавно выскочил из запасного хода прямо посреди улицы в Умани, — объясняет шофер. — Это было, когда я уже двинулся. А сзади как раз машина ехала. Так чуть его не сбила. Я и снял ту ручку на всякий случай.
Товарищ милиционер, мне нужно в село, а води те ль не берет. Пешком же я с этими мешками не пойду
Инспектор с ним соглашается и выходит из салона. К нему подбегает пожилая женщина с сумками. Просит, чтобы уговорил водителя взять ее в село Левада.
— Товарищ милиционер, мне нужно в село, а води те ль не берет стоячих, — говорит женщина. — Пешком же я с этими мешками не пойду.
Василий Билан объясняет, что ехать стоя в междугородных автобусах нельзя.
— Женщина, садитесь, я вас подвезу, — смеется другой водитель. — Давайте только 250 гривен на штраф.
Инспекторы проверяют еще четыре буса. Нарушений не находят.
— Операцию "Автобус" начали 31 мая, — говорит начальник Тальновской ГАИ Евгений Петров, 53 года. — Каждый день наши работники обнаруживают в среднем четыре серьезных нарушения. А насчет ручки от запасного выхода, которой не было в автобусе, то это является грубым нарушением правил. Из-за этого могут погибнуть люди, когда произойдет авария и не будет как выбраться.
Водители обзванивают друг друга, предупреждают о патрулях. Чаще всего штрафуют за незапланированную высадку пассажиров и если люди едут стоя.
— В Драбовском, Чернобаевском, Каменском, Чигиринском и Городищенском автопредприятиях автопарк изношен фактически на 100 процентов, — говорит Николай Прядко, 59 лет. Он начальник территориального управления главной автотранспортной инспекции Черкасской области. — То есть автобусы более 15 лет в эксплуатации. За рубежом их списывают по достижении 10-летнего возраста.
На Черкасчине в пассажирских перевозках задействованы 750 автобусов. В первом квартале этого года аннулировали лицензии 16 частным перевозчикам.
— Причиной является состояние техсредств, — объясняет Прядко. — Неисправная тормозная система, рулевое управление, разбитая ходовая.
В первом квартале 2010-го на Черкасчине произошло шесть дорожно-транспортных происшествий при участии автобусов. В прошлом году погибли четыре пассажира бусов. По предоставлению гаишников с работы уволили двух водителей автобусов, которые руководили транспортом в нетрезвом состоянии.
В Тальновском автотранспортном предприятии 40 автобусов. Обслуживает 80 населенных пунктов своего и соседних районов.
Главе правления 58-летнему Виталию Накопьюку советуют оставить на работе 20 человек, отказаться от убыточных маршрутов и ездить лишь на новых машинах.
— Я не хочу идти этим путем, потому что нас ожидает то, что в соседней Маньковке. Тамошнее предприятие просто уничтожили. Уже дошло до того, что с некоторыми селами не было соединения. Частник себе в убыток работать не будет.
Последний новый автобус Накопьюк приобрел в 2006 году. В прошлом году на предприятии списали пять старых машин.
— У коллег проблемы со старым автотранспортом, а у нас другая — кредиты, — рассказывает 60-летний Владимир Курко, инженер по безопасности движения Жашковского автопредприятия.— Один из 13 автобусов стоит на штрафплощадке за неуплату. Из 13 автобусов восемь приобрели в кредит. Прибыли предприятия не позволяют рассчитываться с банком.
Комментарии