— От дворца графов Шуваловых остались рожки и ножки, — звонит в начале недели знакомый из Тального. — Сторожей нет, все, что можно было растащить, — растащили.
На следующий день выбираюсь в Тальное. Захожу к товарищу 51-летнему Виталию Харченко. Через несколько минут едем к дворцу. Замок находится за пределами города в лесопарке. Его посроили в 1903 году по проекту датского архитектора Клеменса. В 2006-м замок вошел в областную программу "Золотая подкова". Оттуда выселили краеведческий музей и начали масштабную реконструкцию. Строительные работы прекратили в 2008-м. Три года дворец охраняли два сторожа. Этой зимой они ушли из музея из-за задолженности по зарплате.
Территория дворца ограждена строительным забором. На въезде надпись краской: "Посторонним вход воспрещен".
— Несколько дней назад сюда приезжал губернатор Тулуб, — говорит местный житель 32-летний Алексей. Гуляет в парке с 4-летней дочерью Олей. — Забор был свален и лежал. Для Тулуба его подняли и забили входные двери, чтобы было не так заметно.
Отклоняем ворота и подходим к замку. На окнах первого этажа — решетки. Стекла выбиты. Везде лежит битое стекло. Двери черного хода выбиты. Внутри — разгром. Старый пол сорван строителями. Новый не настелили. Возле лестницы — бывшая подсобка строителей. На кроватях — матрасы. На одном — куча человеческого кала. На столе — куски хлеба и бутылки от пива.
— Здесь, наверное, иногда бомжи ночуют, — говорит Харченко. Зажимает нос. — Вон возле окон кронштейны остались. Когда реконструировали, везде новенькие радиаторы поставили. Ну, такие, с регуляторами температуры. Теперь их вырвали. Ого, и тут их нигде нет. А было до полусотни.
У входной двери на стену оперто окно из мореного дуба.
— Это уже кто-то наготовил, чтобы украсть, — вздыхает Виталий.
Поднимаемся на второй этаж. Напротив лестницы надпись краской на стене: "Политбюро ЦК КПСС". Сохранилась со времен строительного техникума. На втором этаже везде настелен новый пол.
— Доска — сороковка, — говорит товарищ. — Наверное, поверх нее должны были стелить паркет.
Проходим несколько комнат. Гипсокартонные перестенки выбиты. Валяются куски стекловаты.
В одной из комнат — остатки гофрированной трубы. Когда ее тянули — разорвалась обмотка. На противоположном крыле — новые замененные окна. Почти везде стеклопакеты выбиты камнями.
Винтовой каменной лестницей башни поднимаемся на чердак.
— Ну, тут украли меньше всего. Кондиционер на стене не потянули, потому что великоват и трудно снять. А он тысяч пять баксов стоит. А вот медь с будки чердака пробовали снять, — показывает.
Спускаемся вниз. На земле, где были кучи строительного мусора, вырос лесок.
— Когда-то в Тальном жил старый учитель-немец Георгий Штейн, — говорит немолодая женщина, которая прогуливается по парку. — Он очень любил здесь отдыхать и фотографировать. Учитель умер несколько лет назад. Если бы сейчас ожил и увидел — умер бы опять.
Звоню местному инженеру-строителю Владимиру Ротаенко. Он присматривал за строительными работами.
— В здание вложили из бюджета 4 миллиона 900 тысяч гривен. Установили 80 новых радиаторов отопления, газовую блочную котельную и электроподстанцию, подвели водопровод и канализацию. Построена автономная водонапорная башня мощностью 50 кубов. На 80 процентов были сделаны кровельные работы. На втором этаже установили 12 окон со стеклопакетами.
Начальник областной службы охраны культурного наследия 57-летний Николай Суховой говорит, что документы на реконструкцию дворца были арестованы. Из-за этого не смогли найти средства на охрану.
— Если украли радиаторы и разбили окна, то нужно спрашивать управление капитального строительства. Дворец у них значился как объект незавершенного строительства. Насколько мне известно, все проблемы уже решены и во дворец возвращается охрана, — говорит Николай Суховой.
На первом этаже дворца графов Шуваловых планировали сделать музей, на втором должна была быть гостиница
Комментарии