Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук в детстве гонял на "Ровере", подростком перевернулся на военном мотоцикле, а студентом на целине возил зерно на грузовике ЗиС-150. Сейчас экс-глава государства ездит на представительском "Мерседесе", однако за руль практически не садится.
О своем первом водительском опыте и своем отношении к современным "мажорам" и отечественному автопрому Кравчук рассказал в интервью Gazeta.ua.
На чем ездили в детстве? Был ли у вас велосипед, мопед или мотоцикл?
В детстве я в основном ездил на лошадях. Но у меня был велосипед. Мне отец оставил его. Велосипед был куплен еще в Польше. Сделан в Варшаве, и назывался "Ровер". Поэтому в детстве я ездил на взрослом велосипеде. Однако не мог сесть на раму, как положено, поэтому ногу вставлял между рамой и так вот висел, но крутил ногами. Это надо показывать, потому что так не поймете (смеется).
Я очень гордился этим велосипедом. Это было для меня чрезвычайно ценно. Я его чистил, оберегал, даже от дождя прятал. Увлечение было невероятное.
Когда впервые сели за руль, когда получили водительские права?
После этого я поступил в техникум на обучение в Ровно. И когда увидел, что там во дворе есть мотоцикл - М-72 был тогда такой полувоенный, хотя выпускался и для граждан с коляской - то решил получить права на управление мотоциклом. В 1952 году мне это удалось.
Помните свой первый опыт вождения?
Такой очень интересный случай был. Техникум я закончил в 1953 году. Мы решили в техникуме организовать выпускной бал. Но денег тогда было очень мало, а точнее их практически не было. Поэтому решили самостоятельно делать этот бал. В частности приготовить в техникуме пищу, купить какую-то выпивку: вино, пиво. И нужно было поехать в Красноармейск - есть такой город недалеко от Ровно, где продавались дешево свиньи. Я самостоятельно сел на этот мотоцикл с коляской. Ученики, родители собрали немного денег, и я поехал купить на сало и мясо кабанчика. Но не живого, а уже зарезанного, жженого, как положено.
Поэтому купил его, положил в коляску и еду домой. Там проселочная дорога такая была. А на встречу вылетает автомобиль какой-то грузовой. И мне или с ним удариться или свернуть и избежать столкновения. А у коляски есть такая особенность, если поворачиваешь в правую сторону, то вас падает коляска, а если в левую сторону, то вы падаете на нее. Я повернул налево, падаю на коляску, держусь. Смотрю, вроде бы ничего, встаю, а рука моя висит вот так (показывает). Я вывихнул руку в локте так, что рука свисала. Я привязываю руку к ручке мотоцикла и сильно, резко ее тяну. Вдруг рука стала на место. Конечно, она болела, но я доехал, все благополучно. Это был первый мой выезд за пределы территории, где я работал, учился в другой город для того, чтобы сделать коммерческий шаг.
Какая у вас была первая собственная машина?
После этого я уже ездил на автомобиле только в 1955 году. Когда как студент уже Киевского национального университета им. Т. Шевченко был вместе с набором юношей и девушек, которые хорошо учились, на целине - в Казахстане. Там я уже водил грузовой автомобиль ЗиС-150. Я возил от комбайна зерно на ток ночью. Это был уже такой настоящий автомобиль. И те права, которые я имел в мотоцикл, мне переделали на права вождения автомобиля. Кстати, до сих пор они у меня хранятся.
Больше я за руль серьезно не садился. Когда был президентом и после президентства, иногда так игрался на хорошей дороге. Мог сесть, чтобы почувствовать, как ведет себя на дороге современный автомобиль: "Мерседес" или "БМВ".
Автомобиля личного к недавнему времени у меня не было. Купил я уже, когда работал в партийных органах автомобиль сыну. Это были "Жигули" - "долото" их называли (ВАЗ-2108). Такая острая у него была форма, как долото. Больше я автомобилей тогда не покупал. Сейчас у меня есть автомобиль "Фольксваген Туарег".
Какими были ваши первые служебные автомобили, в каких годах на них ездили?
Первый служебный автомобиль у меня был, когда работал в Центральном Комитете (ГК) и стал заведующим отделом. Это было не персональное авто, но можно было его вызвать с водителем. Как правило, тогда закреплялся автомобиль по должности. Когда стал секретарем ЦК, то была тоже машина - "Волга" (ГАЗ-24). А когда стал председателем Верховной Рады Украины, то пользовался автомобилем более высокого советского технического состояния - "Чайка" (ГАЗ-13). Этот автомобиль был за мной закреплен как за спикером, и на нем я ездил.
А для выезда с целью встречи гостей тоже была машина из гаража бывшего ЦК - ЗИЛ-114. Это был более высокий ранг машины. На ней когда-то ездили члены Политбюро ЦК КПСС - только ЦК КПСС. В частности, генеральный секретарь Горбачев, которого часто показывают в кадрах. Ездили они тогда именно на таких машинах. Правда, они ездили на бронированных, а у нас была не бронированная, но такого статуса, более высокого.
Когда стал президентом, я пользовался другими автомобилями. Но приобрели автомобиль, который назывался "БМВ". На нем я уже выезжал для встречи высоких гостей.
В одном из интервью вы рассказывали, что жена во время вашего президентства ездила на "Ладе". Какой именно ВАЗ? Это было первое ее авто?
У жены был маленький "Жигули" еще тех времен. Она тогда пользовалась им для того, чтобы куда-то поехать. Это был ее первый автомобиль. До этого она не ездила ни на каких машинах. Мы люди не богатых родителей или каких-то известных, скажем, маршалов или академиков. Мы деревенские люди. Отец мой погиб на фронте. У нее тоже отец умер очень рано, еще она была совсем ребенком. Жила в селе с бабушкой, училась там. Затем добилась того, что смогла поступить в университет. Когда она приехала в Киев, то работала, а также закончила Киевский национальный университет, где мы с ней вместе учились.
Разбираетесь ли в механике автомобиля? Приходилось ли вам когда-нибудь ремонтировать собственноручно машину?
Я мог посмотреть, работает ли у машины электрическая система, и поступает топливо. Мне рассказали, как можно это посмотреть. А уж за что-то более серьезное я не брался. Думаю, что для должности более такой административной человеку и не надо туда заглядывать. Потому что испортить можно точно, но и отремонтировать тоже не сможешь. Поэтому надо браться только за свое дело. Для человека на административной должности автомобиль - это не роскошь, а средство выполнения своих служебных обязанностей.
Вот я, например, ехал из Верховной Рады в Борисполь в аэропорт. В багажнике автомобиля "Чайка" стояла приемная станция для передачи разговоров. Так вот, вес этой станции была 43 килограмма. И ее не хватало, чтобы можно было общаться Киеву с Борисполем. По середине дороги военные ставили промежуточную станцию ??для усиления звука. А сейчас вы берете маленький автомобильный телефон и говорите со всем миром. И это прошло всего 20 лет - все в корне изменилось.
Первый мобильный телефон с оператором UMC я открыл в 1993 году. Это был первый разговор Президента Украины с Послом Украины в Соединенных Штатах Америки с господином Белорусом (Белорус Олег Григорьевич (1992-1994) - Gazeta.ua).
Насколько важен автомобиль для современного человека?
Автомобиль сейчас не для всех предмет необходимости или предмет выполнения служебных обязанностей. Если у человека в гараже 5-6 или 10 авто, причем собирает все дорогие, и после этого говорит, что у меня от "Бентли", "Феррари" и т.п., то уже культура человека. Он из штанов выскакивает, чтобы показать, что он может. А может, потому что он украл деньги, а не заработал. И таким способом показывает, что он уже диктует моду. А молодежь смотрит.
Кстати, очень много молодых появилось, так называемых "мажоров", которые ездят по Киеву на больших скоростях и сбивают людей, терроризируют граждан города. То есть, как говорится, заставь дурака молиться, он и лоб расшибет. Так вот, такие придурки, которые считают, что автомобиль - это роскошь, которую нужно демонстрировать, как свое какое-то достижение или свою силу, кроме глупости и дуроты - ничего не демонстрируют.
Автомобиль - это не предмет гордости, что у меня такая машина, у меня такие часы, что-то там серебряное или позолоченный "Бентли". Ну, это уже примитивизм. Запомните, чем примитивнее человек, чем больше у него невежества - тем больше он хочет показать свое богатство. Потому что в голове нет ничего, показать свои знания, культуру или образованность не может, то он думает, что может компенсировать это автомобилями, часами или телефонам.
Какое средство передвижения, по вашему мнению, должно быть оптимальным для современного президента независимо от страны, учитывая его график и ритм жизни? Должны ли быть длинные эскорты, как у Путина или Януковича, вертолеты, или, возможно, велосипед или метро, ??на которых показательно ездят некоторые главы государств в Европе?
У руководителя государства должен быть такой автомобиль, чтобы его передвижение не мешало людям. Это - самое важное. Я бывал во многих странах. Скажем, Президент Франции, когда он едет как частное лицо в театр, то его не сопровождают. А если его сопровождают, то там совсем другой способ, чем у нас. Так называемое "волновое" сопровождение: два мотоцикла проезжают, останавливают движение - он проезжает, и они дальше волной едут к следующему месту пересечения улиц, и там так же. Так он едет на работу. Это называется уважать людей, которые дали тебе власть и деньги, то есть все дали. Когда человек этого не понимает, то думает, что он главный, и все должны стоять, когда кто-то едет. Но никому в голову ничего силой не вобьешь - он ??должен сам прийти к этому.
Скажем, ехал наш председатель Верховной Рады, который не имеет права подписывать государственные документы общегосударственной силы, а только в рамках парламента. А он едет, а за ним пять автомобилей и еще реанимационный. Когда-то это при Черненко (Константин Черненко - генеральный секретарь ЦК КПСС (1984 - 1985) - Gazeta.ua) ездил такой автомобиль, потому что он часто уже умирал по дороге, поэтому потребовалась постоянная помощь. А если молодой или еще не совсем старый спикер ездит с реанимационным автомобилем, значит надо идти домой на пенсию - нечего больному ездить на работу.
В конце концов, для чего 6-7 автомобилей, я не понимаю. Вот я сам был в роли президента и просто нет необходимости в этом. Это для того, чтобы показать, что эскорт едет большой? Что чем больше эскорт, тем важнее человек как? Неужели от этого зависит важность, значение, сила, мудрость и т.д. человека? Если бы от этого зависело, то можно было бы и сто машин там поставить. Еще одну добавил - и стал человек умнее. К сожалению, так не бывает (смеется).
Сложно сказать, сколько автомобилей нужно для президента. Однако нужна мера, культура, надо знать, в какой стране ты живешь. Если 60% людей живут за чертой бедности, то, определяя свой статус, в том числе и передвижения, количество автомобилей, их качество и т.п. - надо с этим считаться. Иначе люди приходят к выводу, что это мы, а это они. Они живут по-другому, а мы - по-другому. Так где тогда эта точка соприкосновения между людьми и властью, если власть хочет отделиться образом своей жизни?..
Надо послушать тех водителей, которые стоят в километровых пробках, когда должен проехать эскорт президента. Не надо у них ничего спрашивать, просто подойдите с микрофоном. И услышите "весь набор изящной русской словесности". Что одесский боцман не знает таких слов, которые говорят люди, сидящие в автомобилях во время таких "пробок".
Украинские чиновники сейчас ездят на дорогих иномарках. Вместе с тем они заявляют о развитии отечественного автопрома. Не было ли бы логично, если бы в Украине заставили все государственные структуры покупать авто украинских производителей? Как, например, президент Франции Олланд ездит на "Ситроене", президент Италии также на итальянской машине.
Не надо поддаваться этой провокационной идеи. Так можно прийти к выводу, что надо сесть на осла и будет легче и лучше. Если Украина не выпускает автомобилей такого класса. Это же не просто так. Например, нужно поехать встречать Президента США или любого другого. Он может привезти на своем самолете, как это делают, свои автомобили. Вы посадите президента на этот ЗАЗ - и что дальше будет? Где наш президент будет со своим ЗАЗом, а где он? Есть далеко не в этом дело. Нужна мера, опять же. Если это президент, премьер, спикер или министры ... Есть определенный состав должностных лиц должен ездить на нормальных, приличных автомобилях, чтобы не стесняться перед миром.
Теперь представьте себе, что президент сел на ЗАЗ и выехал на нашу улицу. Сколько наших мажоров и тех, которые уже в гаражах имеют по 20 автомобилей, выедут на своих Кадиллаках, джипах от А до Я, то как ему там проехать, протиснуться? А кто будет в сопровождении, эти же ЗАЗы? Часто слышу, что и оппозиция предлагает, что давайте пересядем на отечественные авто ... Так давайте, но они сами не садятся.
Вы же видите, только депутат где-то проявился ... Например, вчера еще был секретарем депутата, сегодня уже записали его в список зачислили депутатом. И уже, смотрю, садится в длинных юбках таких шикарных шубах, несут чемоданы уже, одна держит ногу, другая шубу, залезает на этот "Рендж Ровер". Куда - уже дама едет. Так вот здесь есть проблема - в целом обществе.
Вы же не запретите человеку, имеющему деньги, купить автомобиль, который он хочет. Это право каждого, демократия. А вот чиновники ... Я согласен, нужно там, скажем, советнику или кому-то садиться на дорогой государственный автомобиль, купленный за бюджетные средства. Насколько я помню, уже постановление принимали, чтобы запретить чиновникам покупать дорогие автомобили. Постановление подписано Азаровым. И что, запретили?
Когда нет ответственного контроля и действительно наказание, то все равно находить щели как проникнуть и купить. Потому что эти дорогие машины есть на каждом шагу в Киеве. Церковь у нас ездит на дорогих автомобилях. Разве церковь у нас работает, зарабатывает деньги, у них производство?
Каким должен быть автомобиль, чтобы вам было удобно и комфортно в нем ездить?
Не у комфорте автомобиля все дело, а в безопасности. У меня, например, были случаи, когда автомобиль "БМВ" просто останавливался от сильного мороза. Нужно было пересесть. Поэтому всегда едет с президентом два автомобиля - это нормально. Один из них резервный. То есть если один остановился, ведь техника и может подвести в любой момент, то он садится на другой.
Вторая мое требование к автомобилю, чтобы в нем не было холодно. Когда зимой едешь, чтобы работала система отопления. И чтобы там был специальный автомобильный телефон, которым можно было бы в любое время позвонить в любую точку Украины.
Какая ваша любимая марка автомобиля? На какой машине нравится ездить сейчас?
История дипломатии, история использования автомобилей такова, что почему-то предпочитают "Мерседесы". В советские времена, скажем, все послы СССР в капиталистических странах пользовались "Мерседесами". Это признак точности, качества и безопасности автомобиля. Сейчас, я думаю, что "Мерседес" держит марку. Смотрю, что сейчас и президент, и премьер - все пользуются именно такими машинами.
Комментарии
109