— Мы всем селом подписи собирали, чтобы только не закрывали нашу кукушку, — говорит 35-летняя Ирина Доцуленко из села Дохно Чечельницкого района.
Около села проходит единственная в области узкоколейка. Женщина ждет на остановке. Поезд опаздывает на несколько минут. Кукушкой его называют из-за характерного звука сигнала. Он не продолговатый, как у обычных поездов, а короткий, напоминает кукушку.
Узкоколейку построили в 1897-ом. Ее использовали для грузов. Перевозили сахар с Бершадского сахарного завода и свеклу. В 2002 году завод обанкротился. На узкой колее остались только пассажирские перевозки. В прошлом году ее хотели закрыть из-за нерентабельности. Люди собирали подписи против. Жалуются, что в села нечем добираться.
— Кукушка — единственная связь с миром. Теперь вот фрукты пошли, так бабки насобирали в корзину — и вперед на базар, — говорит Лукия Кича, 78 лет из села Каташин. — Кто сколько может, столько и тянет тех мешков. В маршрутку с ними не сядешь, потому что нужно платить.
— У меня студенты в Одессе учатся. Сумки погрузили на тачку, вывезли на остановку. Едем в Рудницу, а там пересадка на нормальные поезда. Так и добираются в Одессу. А если поезд, который ходит по узкоколейке, отменят, то даже не знаю, что будем делать. Нужно будет искать, как добраться или на Бершадь, или на Чечельник, — объясняет Ирина Доцуленко.
Через 10 мин. слышен звук поезда. Едет небыстро, сзади тепловоза — два небольших вагона. Двери одного из них открывает проводница.
— Бабушка, посмотри какой маленький. Мы в него влезем? — кричит 6-летний Андрей, приехал к родственникам из Одессы. — Он же как и грушечний.
Поезд связывает две области
Заходим в вагон. Он похож на узкий трамвай с мягкими сиденьями.
— Наши пассажиры — это в основном пенсионеры, — говорит проводница Надежда Пафян. — А пенсионерам проезд бесплатный. Билет Гайворон-Рудница стоит 5,6 гривни. Этот поезд связывает две области. Если его закроют — это действительно будет катастрофа.
На балансе железной дороги находятся шесть отремонтированных узкоколейных вагонов. Они 1958 года выпуска в польском городе Вроцлав.
— Поезд едет утром и вечером, а в базарные дни еще днем пускаем, — продолжает проводница. — Бывает, вагоны настолько забиты, что негде стать.
У железной дороги есть разрешение на перевозку пассажиров узкоколейкой до мая 2010 года.
— Вагоны прошли диагностику, в них сделаны капитальные ремонты. Старые дореволюционные деревянные скамейки заменили мягкими сиденьями, которые брали из плацкартных поездов, — говорит начальник железнодорожного объединения Гайворон Татьяна Губицкая, 47 лет. — Единственная серьезная проблема — это средства, которые должны выделять райсоветы на проезд льготников. За полгода Винницкая область задолжала 20,8 тысяч гривен.
В прошлом году узкоколейный поезд снимали в украинских фильмах "Батько Махно" и "1941".
— Все съемки проводили на станции Бершадь, — говорит Губицка. — Брали обычные грузовые вагоны, оббивали их фанерой. Еще один эпизод сняли на мосту через реку Южный Буг.
От Гайворона Кировоградской области в Рудницы на Винниччине 78 км. Поезд проезжает их за 4 час.
Комментарии
2