вторник, 26 февраля 2019 00:20

"Пенсионеры надписи не читают, они все равно бесплатно ездят"

 

В феврале в Киеве запустили электронный билет — "Киев смарт кард". Им можно пользоваться во всех видах коммунального транспорта. Услуга пока работает в тестовом режиме. Льготники должны оформить и активировать муниципальную "Карточку киевлянина".

Купить е-билет можно в метрополитене. На станции Майдан Незалежности на кассе висит объявление: "Здесь можно купить Kyiv Smart Card". Очереди нет.

— Пока не продаем. Не работает терминал, — отвечает кассирша в очках. — Переходите на выход метро Крещатик. Это несколько метров.

До выхода Крещатика иду по Институтской. В холле станции пусто.

— Не продаем на этом выходе. Купите на центральном, возле "Макдональдза", — говорит кассирша. Спускаюсь в подземку.

На центральном выходе выстаиваю немалую очередь. Е-билет продают только за наличные. Стоит 50 грн. Также для пополнения стоит терминал. Но не работает.

В троллейбусе №40 тесно. Пассажиры передают на проезд. Много людей пожилого возраста. Толстый мужчина упирается в стекло двери лбом. В руке — проездной на все виды транспорта за 1300 грн. Кое-кто тянет к валидатору "Карточку киевлянина". Синей "Киев смарт кард" нет ни у кого.

— "Карточка киевлянина" хоть и ламинированная, а ломается и пачкается. А новую делают только за деньги. Чтобы эту активировать — надо ехать в метро. Я свою карточку в чехол положила, — показывает мешочек на завязках 77-летняя Елена Александрова. — Видела, как одна женщина такое придумала. Запихнула карточку в пластиковый пакетик. За узелок из кармана вытащила, приложила и обратно спрятала. Народ вынужден приспосабливаться к современным технологиям.

Эти карточки нужны, чтобы посчитать, сколько ездит льготников. Чтобы потом перечислять за них деньги Киевпастрансу. Ведь у него нет денег ни на троллейбусы, ни на водителей.

В троллейбусе № 3 кондуктор работает неделю. Не представляется. Зеленые глаза подведены черным карандашом, губы накрашены розовым.

— Таких синих карточек я еще не видела. Все в основном "Карточку киевлянина" прикладывают. Спрашивают много, где синие продаются. Вы свою в метро покупали?

Одна из женщин прикладывает "Карточку киевлянина" к валидатору несколько раз — не понимает, сработал ли.

- Смотрите, должны все лампочки зеленым загореться и высветиться "билет действительный". Видите, — кондуктор проводит рукой перед стеклом валидатора. Загорается фонарик — это сенсор. Чтобы можно было платить телефоном. Скоро так сделают. У контролеров пока нет валидаторов. Могут человека спросить - какая надпись загорелась на валидаторе. Пенсионеры надписей не читают, они все равно бесплатно ездят.

В 2017-ом в Черкассах внедрили электронную оплату проезда в троллейбусах. Билет стоит 3 грн. Через банк оплачивают единицы, говорят кондукторы.

Около 12:00 захожу в полузаполненный голубой троллейбус 1991 года, который идет по маршруту 1-а от ул. Пацаева до санатория "Украина". На стенах указатели, что можно воспользоваться электронной формой оплаты проезда через банковскую систему "Приват 24".

— Да, пожалуйста! — поощряет кондуктор 54-летняя Кира Донская, невысокая смуглая шатенка.

Ввожу пароль в свой виртуальный кабинет-простой интерфейс выдает меню из трех вариантов, один из которых "Транспорт". Далее выбираю "Оплата проезда" — на экране телефона появляется рамка для сканирования кода. Наводя на наклейку телефон через несколько секунд сканирует код, показывает на экране билет. Там указан номер троллейбуса, время, дата и стоимость проезда. Внизу зеленая кнопка "Закомпостировать". Нажимаю и показываю кондуктору. Та утвердительно кивает.

— Таким видом оплаты пользуются в основном учащиеся и студенты, у кого нет ученических, — рассказывает Кира Донская. — Нечасто так платят. Я сама никого не инструктирую. Нам говорили, что есть такой вид оплаты, но специально не учили. Молодые люди мне первые и показали, что это такое.

— Все проданные мной талоны зачисляют в мой план. Это то же самое, что вы мне деньги заплатили бы. По бухгалтерии ничего не теряется и проходит как оплата в мою смену, — добавляет Кира Донская, натягивая теплый жилет.

В зеленый троллейбус 7-А заскакиваю с тремя женщинами лет 50. В салоне меня встречает пышнотелая симпатичная кондукторша лет 35. Представляться не хочет.

- Вчера один мужчина ехал, так говорит, что преимущественно только так и платит. Ему это удобно. По частоте, по-разному. Вчера никто не платил так. Бывает трое-четверо за день. У нас на весь город есть один старый троллейбус, где установлена коробка, через которую можно электронными карточками рассчитываться.

— Я хоть и продвинутая, есть смартфон и приложение в телефоне, но пользуюсь пенсионным удостоверением, — говорит 57-летняя Светлана Приходько. Поправляет короткую стрижку.

— Пенсионеров нужно обучать. Почему городу не выделить на такие технические курсы деньги? Как заплатить за квартиру, как обратиться к врачу, пользоваться банкоматом, — говорит 66-летняя Ольга Ильинична, одетая в бежевый плащ. — Пожилые люди не могут овладеть информационными технологиями современного времени. Мошенникам их легко обмануть. Я с удовольствием пошла бы на курсы изучения компьютера. Знаю, что во Львове городская власть беспокоится об этом. А у нас пенсионерам остается слоняться по базарам и цены изучать.

В Виннице более двух месяцев можно рассчитаться за проезд в транспорте с карты или с помощью смс.

— Я расплачиваюсь, сканируя кью-ар код, — рассказывает винничанка 30-летняя Елена Головатюк. — Захожу в троллейбус, достаю смартфон, открываю программу "Приват 24". Нажимаю отсканировать код. Когда сканирую, приходит номер троллейбуса и сумма оплаты. Сканируешь, ждешь контролеров. Если их нет — не платишь. Если не назойливая кондуктор, то она не требует показать билет. Контролеров видно сразу. Заходят на задние или передние двери и двигаются по салону, тогда нажимаю оплату. Раз заплатила за секунду до проверки, все прошло хорошо. Если билет таки купила, то высвечивается номер и время действия билета. Обычно это час.

Пассажиры рассказывают, что кто имеет более старый телефон, кью-ар код плохо сканируется.

— Путаница постоянная с теми билетами. Раз неправильно отсканировал код. На остановке поймало код из автобуса и рассчитался 5 гривен вместо четырех, — говорит винничанин 24-летний Андрей.

Чтобы оплатить проезд с помощью смс, нужно на номер 877 отправить сообщение с кодом того маршрута, на котором едете. Чтобы заплатить за поездку в троллейбусе №10, следует отправить код SAB10. После этого на телефон сначала приходит сообщение о получении заявки. Через несколько секунд-уведомление об оплате. Плата за смс не взимается.

— В Виннице ежедневно за проезд по кью ар коду рассчитываются 3800 пассажиров. Ими пользуются чаще, чем сообщениями. Но кью-ар коды внедрили 22 января, а расчет сообщениями 12 февраля, — говорит директор "Винницкой транспортной компании" 61-летний Михаил Луценко.

Сейчас вы читаете новость «"Пенсионеры надписи не читают, они все равно бесплатно ездят"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі