суббота, 24 ноября 2007 07:01

На выставке о Большом Голоде люди говорят шепотом

"300 дней без куска хлеба. Мы едим его по крошке, как на праздник", — эти слова из дневника воспоминаний очевидца Большого Голода 1932–1933 годов выведены на одном из стендов в столичном Украинском доме.

Именно там в прошлую среду президент Виктор Ющенко открыл выставку, посвященную 75-й годовщине Голодомора.

В большом зале — десятка три людей. Несколько девушек-подростков, молодые мужчины, но большинство — старшие. Никто не разговаривает. Все осматривают выставку в полной тишине. Если кому-то звонят на мобильный, люди отвечают шепотом.

При входе, с обеих сторон, на лестнице из серого пенопласта выложены как будто камни, а в них воткнуты ветки деревьев. Между ними — из черных досок сбиты кресты. Во время Голодомора названия сел записывали на так называемые "черные доски". Это означало блокаду — за то, что люди не выполнили план зернозаготовок. Тогда из села вывозили всю еду. Тех, кто пытался бежать, насильно возвращали а то и расстреливали.

Посредине зала — сцена, устланная бордовым ковром. На нем стоит покосившаяся, полная яблок деревянная телега. Вокруг — манекены в одежде тех времен. По цыганским поверьям, яблоки означают достаток. Потому полный яблок воз — это символ умышленно вывезенного достатка украинцев.

По залу расставлены стенды с фотографиями, документами и хроникой тех событий. "Тогда не было голодовки. Ее сделали. Людей ели и деток своих", — записано в воспоминаниях 89-летней Галины Новохатской из Киева.

Один из посетителей забыл дома очки и просит почитать надписи 25-летнего Виталия Скальского из Института национальной памяти, который работает на выставке. Вокруг собираются остальные посетители. Слушают вместе.

— Вот воспоминания покойной матери президента Виктора Ющенко Варвары Тимофеевны, — Скальский показывает на фото пожилой женщины, сложившей руки под подбородком. Потом читает: "Была неподалеку от нас коммуна "Спартак". Там были женщины-активистки, такие "герои", что детей выкидывали из окна".

Мама президента рассказала об одной из тех женщин. Она умерла в глубокой старости. Но очень долго и тяжело мучалась перед смертью.

Скальский продолжает читать документы. В них говорится о том, что в первые месяцы Голодомора советская власть арестовала 220 тыс. украинских крестьян, которые пытались сбежать от голода в города. Их силой возвращали обратно, где они и умирали.

— А коммунист Симоненко и до сих пор это отрицает! — выкрикивает негодующе один из мужчин.

На следующем стенде записаны слова тогдашнего председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова. Он призывал отбирать зерно у крестьян силой. Его отправляли за границу. А еще варили водку и тоже вывозили на экспорт.

— После этой выставки трудно будет говорить с некоторыми своими друзьями, — вздыхает седой посетитель в конце экскурсии.

В помещении работают еще две посвященные Большому Голоду выставки — справа и слева от центральной. Организованы они Службой безопасности Украины и Фондом "Украина-3000", который возглавляет жена президента Катерина Ющенко. Ее фонд выставил рисунки детей о Голодоморе.

На выставке СБУ — рассекреченные архивные материалы 1932–1933 годов. Работник архива, приставленный к выставке, своего имени называть не хочет.

— Эти документы производят гнетущее впечатление, — делится он. — Особенно о людоедстве из-за голода.

Проводит по залу. На стенах висят бордовые плакаты с документами и фотографиями.

— В прошлом году мы клеили их на стены скотчем. А в этом году все отсканировали и изготовили стенды, — улыбается мужчина. — Так вот сделали "дыру" в бюджете СБУ. Но вы этого не пишите.

Говорит, что издали также книжку "Рассекреченная память". Половину денег на нее выделил фонд Катерины Ющенко.

Мужчина показывает фотографии тех лет. На них — насыпанные могилы без крестов. Мертвецов в гробы не клали — просто забрасывали землей. На фото, сделанных австрийским инженером Винербергом, живые проходят мимо трупов, которые лежат посреди улиц.

Между стендами разглядывают документы двое пожидых мужчин. Это — шахтеры из города Червоноград, на Львовщине, 59-летний Сергей Ткач и 63-летний Богдан Мороз.

— Жутко и страшно, — признается Ткач. — О Голодоморе все знают, а Симоненко выскакивает и говорит, что Ленин — самый больший украинец! (Лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко предложил признать Владимира Ленина самым великим украинцем. — " ГПУ"). Это же паранойя!

Сергей Ткач вспоминает, как их семья пережила послевоенный голод 1946–1947 годов. Потом их вывезли на Кавказ. Домой смогли вернуться только после смерти Иосифа Сталина. Приехали в свой уже полуразрушенный дом. Убытки возместили только с началом независимости.

— А мне тогда было пять лет. Я помню, как у нас забирали коней и реманент, — добавляет Богдан Мороз. — Превратили нас в хохло в...

Сейчас вы читаете новость «На выставке о Большом Голоде люди говорят шепотом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі