"В Европе сейчас очень модна старинная музыка, — рассказывает главный дирижер Харьковской филармонии Юрий Янко. — И исполнять ее мы не могли, потому что не было клавесина".
Теперь в харьковской филармонии можно будет услышать и музыку барокко, и произведения Баха так, как они звучала в старину. Из Франции привезли новый клавесин ручной работы. С обеих сторон он инкрустирован золотом.
— Во время изготовления мастер использовал специальную длину струн и несколько видов дерева — альпийский палисандр, орех. Так инструмент будет звучать глубже, — рассказывает менеджер оркестра Олег Юганов.
Клавесин из Парижа около суток везли грузовиком в специальном кованом футляре.
— На польской границе пограничники его чуть не испортили, — говорит Юрий Янко. — Разорвали футляр из ткани — искали наркотики.
За инструмент заплатили 27 тыс. евро. Такие деньги собрали музыканты филармонии. В прошлом году в ноябре они давали концерт в помещении Харьковского отделения Нацбанка. Там собрались банкиры со всего города. На деньги от выступления купили бас-кларнет, смокинги и концертные рубашки. А теперь еще и клавесин.
— Нам нужно поменять почти все инструменты, — говорит Юрий Янко. — У нас трубы с заплатами, валторны никуда не годятся, контрабасы тоже. Контрафагот — так на нем, чтобы звучало "си", нужно жать "до". Я не знаю, как контрафаготист на нем играет. А когда мы его везем через границу, все думают, что это гиперболоид инженера Гарина — таких огромных размеров футляров уже нет.
Чтобы полностью обновить оркестр, нужны сотни тысяч долларов. Например, гобой стоит $20–30 тыс., фагот — $70 тыс.
Харьковские музыканты уверяют, что лучше ситуация только в Киевской филармонии. Это потому, что она имеет статус национальной.
— Им закупили набор духовых инструментов "Ямаха", и все в порядке, — говорит Юрий Янко. — Зато у нас веселее. Они не знают, что такое зарабатывать деньги на аукционах, понятия не имеют, что можно играть для банкиров, самостоятельно покупать инструменты. Что можно проводить симфонические шоу, и за неделю уже все билеты по 100 гривен раскуплены.
Сейчас харьковский органист Стас Калининк проходит стажировку в Петербурге. Там его учат игре на клавесине.
Презентовать новый инструмент 8 ноября приедет мастер Марк дю Корне. В настоящее время он делает клавесин для Парижской филармонии. Чтобы показать возможности клавесина, будут играть все — от классики до джаза.
В феврале в филармонии пройдет международный фестиваль старинной музыки, с лютнями и клавесином.
Комментарии