вторник, 30 июля 2019 06:30

Футбольные болельщики победили советскую власть

 

Футбольная история, так же, как история вообще, пишется таким образом, чтобы одни имена и факты оставить, а другие скрыть или вообще сделать так, как будто ничего и не было. Эта история уникальна по той причине, что такого в нашем бывшем и нынешнем футболе не было ни до, ни после. Что противоречит извечной версии детективов, о том, что все, что ни случается, уже когда-то где-то было. Следует лишь вспомнить.

Речь пойдет о лучшем футболисте прошлого века в нашей бывшей стране - Советском Союзе. Мне пришлось видеть игру этого футболиста по телевизору, когда я учился в школе. И хотя я был и остаюсь до сих пор ярым болельщиком киевского "Динамо", должен признать, что у нас такого игрока не было.

Ему было около тридцати лет - преклонный возраст для футболиста по тем временам. По футбольному полю он в основном ходил пешком, лишь изредка ускоряясь в нужный момент. В футболе 1960-х это было нормально - о нынешних скоростях тогда никто не думал. Он был лысый и играл преимущественно в белой форме, которая делала его на маленьком черно-белом экране смешным толстячком. Этот толстячок выдавал такие передачи, о которых Зинедин Зидан или Андреа Пирло могут только видеть сны. Причем отдавал время от времени пяткой, глядя в другую сторону. У меня, малого, это вызывало страшное раздражение - он же играл не за наших. Даже когда он, выступая за сборную СССР, отдавал эти свои передачи молодому киевлянину Анатолию Бышовцу, которого мы оценивали гораздо выше.

К моему счастью, на стадионе нашего города, как и в других городах тогдашнего Союза, ежедневно собирались болельщики, которые часами говорили о футболе и не только. А что было делать? Интернета тогда не было, в газетах правды почти не писали. Власть эти собрания не разгоняла, хотя могла бы. Как мне потом объяснили, эти околофутбольные разговоры помогали "органам" выявлять "неблагонадежных граждан", которые вслух говорили то, о чем знали все. Там я и услышал впервые эту историю. Поскольку все, тогда услышанное, потом подтвердилось документально, передаю рассказ в первоначальном виде. Рассказал ее преподаватель французского языка, которого судьба занесла к нам из Москвы.

Героем рассказа был Эдуард Стрельцов, о котором в Украине знали немного, и теперь - не больше. Этот футболист в 18 лет стал основным нападающим сборной СССР, которая тогда входила в число сильнейших в мире. Играл он за московскую команду "Торпедо", которая представляла автозавод имени Сталина.

Несмотря на сетования ветеранов футбола, что, мол, они прежде и не мечтали о миллионных заработках их современных коллег, и в те времена футболисты были чуть ли не самыми богатыми среди остального населения. И когда генералу или профессору, чтобы иметь роскошную квартиру, автомашину, дачу и ежедневно ходить в ресторан, следовало пройти 20-30 лет карьеры, то футболисты получали это все в 20-25 лет. И поэтому гуляли они по полной. О гулянках футболистов ходили тогда самые неимоверные слухи. И главным героем этих слухов стал на определенный период молодой футболист Эдуард Стрельцов. Он чуть ли не ежедневно, как теперь говорят, "зажигал" в московских ресторанах, посылая всех подальше - в частности тренеров и других "старших товарищей". Никто не мог ему возразить - на футбольном поле "Стрелец" даже после сильнейших гуляний все равно был сильнее всех.

Это были хрущевские времена - "оттепель", когда стало можно все, чего не разрешалось при Сталине. Чего теперь нельзя - не знал тогда никто. Не знал об этом и 20-летний Стрельцов, который летом 1958-го вместо поездки на Кубок мира в Швецию, поехал в тюрьму, осужденный за изнасилование. Об этом вспоминают все, кто пишет о Стрельцове. Хотя главный эпизод его жизни, по-моему, был впереди.

Итак, молодой футболист более пяти лет провел в "зоне", где, по свидетельствам многочисленных очевидцев, не мучился, несмотря на "позорную" 117-ю статью, по которой отбывал наказание. Слишком велика была его футбольная слава. Поэтому года заключения Эдуард Стрельцов провел преимущественно в компании "паханов", которые считали знакомство с ним за честь. Эдик и до тюрьмы пил и курил "по-черному", а уже после нее вообще не просыхал, выкуривая в придачу несколько пачек сигарет в день.

Выпущенный из тюрьмы досрочно, Эдуард Стрельцов получил пожизненный запрет играть за "команды мастеров" - то есть заниматься футболом профессионально. Добрые люди устроили его на тот же завод, которому принадлежала команда "Торпедо". В цехе, где он считался рабочим, бывший футболист преимущественно рассказывал о своей жизни. Наряды ему "закрывали" автоматически - ну кто же будет заставлять самого Стрельцова гайки крутить?

Вот тогда и начались, по-моему, самые интересные события. Как уже отмечалось, от футбола Стрельцова отстранили раз и навсегда - насильник с неснятой судимостью не мог быть "советским спортсменом". Но те, кто запретил Стрельцову быть футболистом, не учли, что на заводе, который уже был не "имени Сталина", проходили спортивные соревнования между цехами и участками.

Сначала никому и в голову не приходило привлекать "большого Стрельцова" к играм в футбол между заводскими цехами. Но однажды он сам, выплюнув окурок, попросил выпустить его на поле. После пяти лет тюрьмы, лесоповалов и "чифиря", это уже не был тот Стрельцов, которого помнили болельщики. Но на уровне цеха он был суперзвездой. Огласка того, что за такой-то цех играет в футбол сам Эдуард Стрельцов, разлетелась по заводу мгновенно. В дни матчей на первенство завода, на которые до того ходили как на украинскую "премьер-лигу" только друзья и знакомые игроков, начала собираться публика. Через некоторое время места уже следовало занимать заранее. Когда же о том, что Стрельцов играет в футбол, узнали за пределами завода, началось невообразимое. На игры заводского чемпионата с участием Стрельцова стало невозможно попасть. Даже перенос матчей на главный заводской стадион не помог. На игры любительской команды со Стрельцовым в составе приходило больше людей, чем на матчи команды "Торпедо", которая шла на первом месте в чемпионате Советского Союза.

Совершенно очевидно, что это был "непорядок". Народ массово отказывался ходить туда, куда надо, а ходил туда, куда хотел. И что делать начальству? Запретить Стрельцову играть за свой цех? На каком основании? Запретить зрителям посещать матчи цеховой команды? Тоже нет причин.

Это был 1964 год, когда в СССР случился неурожай и за хлебом стояли очереди. Народ, которому за три года до того был обещан коммунизм, был на грани голода. А тут еще тысячи людей несанкционированно собираются посмотреть, как играет в футбол проклятый всеми советскими средствами информации "насильник" Стрельцов.

В сентябре того года сняли Хрущева. И начали исправлять все его "ошибки", начиная кукурузой и заканчивая футболом. Эдуарду Стрельцову позволили играть за "Торпедо". Не было никаких объяснений - как будто так было и надо, что игрок сборной СССР просто не играл в футбол почти семь лет. Не писать же было, что его вернули по требованию болельщиков. Тогда народ начнет и чего-то большего требовать.

Уже в следующем году он привел московское "Торпедо" к званию чемпиона страны, став лучшим бомбардиром команды. Позже Стрельцова вернули в сборную СССР. И наконец в 1969-м его признали лучшим футболистом Советского Союза. Игрока, который всю жизнь злостно "нарушал спортивный режим", а "тренировочные сборы" семь лет проводил на лесоповале и в заводских цехах. Значит, правда была на стороне болельщиков - Стрельцова стоило возвращать. Чтобы мы увидели его по телевизору. Немолодого, толстого, лысого и неповторимого.

38 матчей провел Эдуард Стрельцов за сборную Советского Союза. Забил 25 мячей. Олимпийский чемпион-1956. Закончил карьеру в 1970 году. Умер 22 июля 1990-го в 53 года от рака легких.

Сейчас вы читаете новость «Футбольные болельщики победили советскую власть». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі