четверг, 17 апреля 2008 14:09

Американские учёные воспроизвели голос неандертальцев

Американские учёные попытались воссоздать голос неандертальцев, живших более 30 тысяч лет назад. Представление о том, как могли разговаривать древние родственники Homo sapiens, им удалось получить благодаря разработке специального речевого синтезатора.

Лингвист Фил Либерман из Университета Брауна в Провиденсе еще в 70-е годы рассчитал возможные размеры гортани неандертальцев, исходя из размеров их черепов. На основании этих замеров, он с коллегами пришёл к выводу, что речевой аппарат неандертальцев был намного менее гибок, чем у современного человека, пишет "Компьюлента".

Правда, с его выводами многие не согласились, сославшись на свидетельства существования у неандертальцев подобия устной культуры, и указывая на ошибки в его расчётах. Впоследствии Либерман продолжил свои эксперименты.

И вот, совсем недавно, вместе с антропологом Флоридского Атлантического университета Робертом Маккарти они предприняли попытку создать программу, которая, на основе данных о гортани неандертальцев, позволила воспроизвести звуки, которые они издавали. Услышать голос неандертальца можно на сайте журнала "NewScientist".

Как говорит Маккарти, в речи неандертальцев отсутствовали т.н. "квантальные гласные" ("Квантальная теория речи" К. Стивенса), на которых в основном и строится речь современного человека; наличие таких "многозадачных" гласных позволяет людям с разными голосовыми трактами понимать друг друга. Отсутствие "квантальных гласных" ограничивало коммуникативные возможности неандертальцев.

Также известно, что у неандертальцев в геноме присутствовал тот же речевой ген FOXP2, что и у людей (больше он ни у кого на этой планете не встречается).

Антрополог же Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе отмечает, что для речи важнее возможности мозга (который у неандертальцев, судя по размерам черепных коробок, был довольно велик), нежели анатомия речевого аппарата.

Пока вопрос о речевых возможностях неандертальцев остаётся открытым. Стоит, однако, добавить, что ещё в 2006 году профессор археологии Университета Рединга Стивен Митн опубликовал работу, в которой утверждал, что "язык" неандертальцев был чем-то средним между пением и, собственно, речью - без чёткого разделения одного от другого.

И большинство учёных склоняются к тому, что неандертальцы могли говорить. Кроме того, самый ранний известный музыкальный инструмент - костяная флейта с 4 отверстиями - принадлежит неандертальцам. Кстати, также до сих пор нет никаких сведений о цвете их кожи или волос. Известно лишь, что этот вид людей населял Европу, западную Азию от Израиля до Узбекистана, и, возможно, Северную Африку, в период от 230 тысяч до 24 тысяч лет назад. Рост неандертальца составлял в среднем 165 сантиметров. Неандертальцы были хорошо адаптированы к холоду, были мускулистыми, как современные тяжелоатлеты и обладали объёмом мозга на 10% больше среднего современного человека, сообщает NEWSru.ua.

Сейчас вы читаете новость «Американские учёные воспроизвели голос неандертальцев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua