— Заезжаем на техстанци ю и спрашиваем: "Вы куда фильтры деваете?". Они говорят: "Выбрасываем на мусорку". Через год-два металл проржавеет, и отработанное масло вытечет на землю. Свалки использованных фильтров есть вокруг каждого города, — говорит Александр Герасименко из полтавского предприятия "НИИ Эмальхиммаш и НТ Колан".
Фирма разработала единственную в Украине установку, позволяющую получить из фи льтра переработанное автомобильное масло и повторно использовать детали.
— В 2006-ом мы обратились за исследованием в Украинскую медицинскую стоматологическую академию в Полтаве, — рассказывает гендиректор 41-летний Георгий Колтунов. — Там отработанным маслом натирали кожу крыс. Потом у всех животных было предраковое состояние.
В Украине около 50 млн автомобилей. Микроавтобус "газель" меняет фильтры ежемесячно. На предприятии подсчитали: за год из одной машины в землю попадает 5 л грязного масла.
Установку для переработки разработал 43-летний Сергей Марченко с участка новых технологий. Он ставит фильтр на станок, разрезает стальной корпус ножом. Масло начинает вытекать из него.
— На установке работают две человека, — рассказывает. — За смену перерабатывают тысячу использованных фильтров. Это 300–400 литров использованного автомобильного масла. А оно — самый сильный канцероген.
Масло сдают на переработку. Фильтры разбирают. Детали используют для производства новых фильтров, а металлические корпуса сдают в утиль.
— Тяжелее всего достать старые фильтры, — замечает Георгий Колтунов. — Украинское законодательство разрешает разбрасывать их по территории страны. Из 50 тысяч переработанных нами фильтров слили 18 тонн отработанного масла. Можете представить масштабы загрязнения.
Создание установки стоило 20 тыс. грн.
Комментарии