пятница, 19 июня 2015 00:20

Сгоревшая нефтебаза не заплатила 700 миллионов гривен налога

8 июня на территории нефтебазы "БРСМ-Нефть" в селе Крячки Васильковского района Киевской области вспыхнул пожар. Выгорело 11 из 17 резервуаров с горючим емкостью 900 кубометров каждый. Огонь не могли потушить девять суток. Он то затухал, то разгорался. Спасатели работали круглосуточно, охлаждали бочки, чтобы предотвратить новые взрывы. Рядом расположена воинская часть с боевым арсеналом и нефтебаза сети автозаправок KЛО. Они могли вспыхнуть.

Этот пожар стал самым масштабным в истории независимой Украины. Во время его ликвидации погибли пять человек. 20 попали в ожоговые центры. Сгорел десяток пожарных авто и поезд. Впервые Служба безопасности открыла уголовное производство по статье "экоцид" - совершение действий, которые могли привести к экологической катастрофе.

Из-за нарушения правил расположения нефтебазы Генпрокуратура возбуждала дело против "БРСМ-Нефть". Однако расследование прикрыли, потому что ее владельцем является Эдуард Ставицкий, министр энергетики времен президента Януковича (во время обысков у Ставицкого в марте 2014-го нашли около $ 5 млн и почти 50 кг золота в слитках. Бежал в Израиль. - "ГПУ"). Служба безопасности Украины открыла уголовное производство в отношении экс-заместителя генпрокурора Анатолия Даниленко, который "крышевал" незаконные сделки.

Правительство из резервного фонда выделил 46 млн грн на ликвидацию пожара. Премьер поручил Госслужбе по чрезвычайным ситуациям, Генпрокуратуре и Минюсту подготовить иск о компенсации ущерба, нанесенного государству. Министр внутренних дел Арсен Аваков предложил арестовать имущество "БРСМ".

Говорят, представители компании интересуются у других операторов рынка, кто может сдать в аренду или продать нефтебазу в Киевской области.

Причиной пожара, по мнению правоохранителей, стало незаконное изготовление бензина. В МВД подтвердили, что руководство "БРСМ" полтора часа не сообщало о возгорании - боялись, что правоохранители найдут самодельное топливо.

- Есть свидетельства работников базы, что во время кустарного производства нефтепродуктов разорвался шланг, которым перекачивали топливо из одного резервуара в другой. Оно попало на переносной насос - на оголенные провода. Загорелось. Работники попытались самостоятельно потушить. Когда поняли, что не справятся, пожар уже приобрел большие масштабы, - рассказывает эксперт рынка 39-летний Сергей Куюн.

О какой сумме от продаж самодельного бензина идет речь?

- Компания "БРСМ" не имеет права делать бензин. Кустарным производством занимаются, чтобы не платить налоги. Они в цене топлива достигают 45 процентов. С 20 гривен стоимости литра бензина составляют 8-9 гривен.

"БРСМ" закупает только 92-й бензин. Где же берут 95-й, который продают на заправках? Ответ: делают из низкокачественного сырья.

Мы посчитали, что за прошлый год и четыре месяца нынешнего они изготовили примерно 100 тысяч тонн кустарного бензина и дизтоплива. Налоги с этих объемов должны были составить 700 миллионов гривен. Это минимальная оценка, основанная на официальных данных. По статистике железной дороги, на базы нефтепродуктов "БРСМ" в Васильков и Переяслав-Хмельницкий Киевской области постоянно везли: газовый конденсат, стабильный бензин, октаноповышающие и многофункциональные присадки, различные фракции нефтепереработки. Это компоненты для производства горючего. Их больше нигде не используют.

Какие очевидные нарушения были на базе?

- Премьер Арсений Яценюк сказал, что база не была введена в эксплуатацию. Работала незаконно.

Пожарные не могли проехать, потому что все было завалено малыми емкостями. В них держали компоненты для смешивания. "Бодяжный" бензин долго не хранится. Его изготавливают и сразу грузят в бензовозы и развозят на заправки.

Резервуары были без так называемой обваловки. Каждый должен быть равномерно обнесен рвом. Если резервуар разгерметизировался - горючее стекает в земляное углубление, а не разливается вокруг. Сразу туда подают пену и пожар затухает. Здесь же горючее разлилось по всей базе и приблизилось к другим цистернам. Такую большую площадь невозможно залить пеной. Поэтому сгорела вся территория.

Бочки расположены так близко, что окопать их невозможно.

Пожарный водоем глубиной 50 сантиметров. Там не было места для подъезда пожарных машин или чтобы хотя бы брандспойты оттуда набрали воду. Ее хватило на час. А по нормативам, на каждый литр топлива должен быть литр воды в этом озере.

Отсутствует система охлаждения резервуаров. Их обвязывают специальными трубами. Если цистерна горит, по ним подают воду, охлаждающую емкость.

Воду тащили из соседней нефтебазы КЛО. Ее фактически опустошили.

Эксперты отмечали, что одна из самых грубых ошибок - близость к воинской части с арсеналом оружия.

- На месте нефтебазы ранее был склад горюче-смазочных материалов при воинской части. Там хранили 2,5 миллиона литров. А "БРСМ" увеличила этот объем почти в 10 раз - без соответствующего проекта.

Для такой базы требуется значительно большая площадь и резервуары. Их цистерны - тонкие и высокие. Нетипичные. Сделали такие, потому что был небольшой участок. Если бы действовали по нормативам, на этой базе могло храниться максимум 14 миллионов литров.

На соседней нефтебазе КЛО бочки значительно большего диаметра и ниже.

Погибли пять человек. Государство понесло экологические и финансовые убытки. Кто должен ответить за это?

- Задержали двух людей. Они выполняли приказы владельцев бизнеса, осуществляли нелегальное производство. Иначе - не было бы переносного насоса и шлангов. На нефтебазах работают стационарные насосы. Все делает автоматика; нет человеческого фактора.

Представители компании рассказывают, что это - теракт. Потому что не хотят нести ответственность и возмещать нанесенный ущерб. Понимают, что их ждет банкротство.

Государство должно оценить причиненный экологический ущерб. На тушение потратили около 50 миллионов гривен. Семьи погибших должны получить компенсации. Будут еще гражданские иски - люди будут требовать вернуть деньги за причиненный вред здоровью, компенсировать убытки от снижения цен на недвижимость и землю. Они в несколько раз подешевели из-за этой катастрофы.

Государство должно арестовать все имущество "БРСМ". Если откажутся покрывать убытки деньгами, надо будет выставлять на конкурс и распродавать их заправки.

Контролирующие органы также должны понести ответственность. Как можно выписать 64 предписания-нарушения и позволять этой базе работать дальше? Ее давно должны были закрыть.

Проверка таких баз может обезопасить от подобных аварий?

- Их обязательно должны проверять. Но никто не хочет вкладывать деньги в безопасность на заправках, нефтебазах, потому что это очень дорого. Смотрят: вроде бы работает несколько лет, зачем тратиться? Но наступает момент, когда приходит беда. И к этому надо быть готовым.

Что будет с территорией базы?

- Там будут проводить всевозможные рекреационные мероприятия. Есть специальные сорбенты, технологии по замене грунта, его дезактивации и очистке от нефтепродуктов. Это все сделают, но базы там уже не будет.

Сейчас вы читаете новость «Сгоревшая нефтебаза не заплатила 700 миллионов гривен налога». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі