суббота, 03 ноября 2007 07:01

В колонну курсантов въехал автомобиль

Автор: фото из архива семьи Земсковых
  Роман Земсков вместе со своей девушкой Еленой Поплевко во время отпуска в прошлом году
Роман Земсков вместе со своей девушкой Еленой Поплевко во время отпуска в прошлом году

С 22-летним лейтенантом Романом Земсковым и курсантом Александром Клецем, 20 лет, прощались во Львовском институте сухопутных войск 26 октября. Накануне вечером собственной "ладой-восьмеркой" их сбил 25-летний Ярослав Сидор.

В пятницу колонна четверокурсников возвращались на отдых в "Гвардейский городок" с плановых занятий на Яворовском полигоне. Всего было 109 курсантов, шли по левой обочине. Замыкали колонну Земсков и Клец.

Вдруг возле села Старичи Яворовского района на встречную полосу движения выехал легковой автомобиль ВАЗ-2108. На колонну налетел сзади. Первым увидел машину Роман Земсков. Его крик "Спасайся, кто куда!" оборвал удар.

— Большая часть курсантов среагировала, — рассказывает заместитель начальника Военного института "Львовской политехники" Владимир Сивак. — Роман до последнего мгновения жизни пытался столкнуть курсантов с маршрута авто.

Земсков вместе с Клецем умерли в "скорой". Травмированных Олега Бабия и Владимира Рыбачка отвезли в военно-медицинский клинический центр Западного региона, 18-летний Юрий Муньков с открытой черепно-мозговой травмой находится в реанимации.

Милиция возбудила уголовное дело, расследует детали и ищет виновных. Ярослава Сидора задержали. Он недавно вышел из тюрьмы. Жил в поселке Шкло Яворовского района, нигде не работал. Свою вину признает. В машине было два пассажира, которые в настоящее время дают показания.

— Сидор заверяет, что через полигон хотел сократить путь от Старичей до Верблян, — говорит начальник Яворовского райотдела милиции Руслан Домницяк.

Руководство полигона не хочет объяснять, как на закрытой территории оказался гражданский автомобиль. Десять лет тому назад была похожая ситуация. Тогда майор Сергей Голубецкий выстрелил в водителя грузовика, который хотел украсть строительные блоки. Офицер боялся, что авто наедет на солдат.

Владимир Сивак заверяет, что у колонны были люминесцентные значки, предупредительные фонарики. Основной причиной аварии называет опьянение водителя.

— В его крови было обнаружено 2,67 промилле алкоголя, когда смертельно опасная доза — 3,2, — отмечает он. — Дорога была сухая, небо безоблачное, а видимость хорошая. Машина ехала со скоростью около 120 километров в час. По данным автоинспекции, тормозной путь составлял около 50 метров.

Александра Клеца хоронили в Одессе, Романа Земскова — в Хмельницком.

На столе в гостиной двухкомнатной квартиры Земсковых лежит флаг аэромобильных войск Украины. На нем — сложена тельняшка, голубой берет.

— Вот все Ромино наследство, — плачет 46-летняя мама Галина Земскова. Женщина живет с дочкой Людмилой, 20 лет. — На похороны пришел весь его класс вместе с классным руководителем, приехали подчиненные. Парнишка, у которого Рома умер на руках, что-то хотел сказать, и не смог.

Роман Земсков родился в Петропавловске-на-Камчатке, где его отец служил в ракетных войсках. Дед тоже был ракетчиком. В Украину Земсковы переехали в 1993 году.

В 1992-ом умер мой отец, семь лет тому назад убили мужа, а теперь сына похоронила

— Рома очень хотел побывать на Камчатке еще, — Галина Владимировна срывается в плач. — В 1992-ом умер мой отец, семь лет тому назад убили мужа, а теперь — сына. Рома с детства хотел быть военным, мечтал стать генералом. Мы были против, потому что нет у военных стабильности, порядка.

В Одесский военный институт сухопутных войск Роман поступил в 2002-ом. В позапрошлом году летом вместе с войсками НАТО учился в Польше, принимал участие в трех военных парадах на Крещатике.

— Поступивших в военный институт курсантов отправляли в Десну, — листает фотоальбом женщина. — Роману было тяжело. Помню, приехала туда, а у сына полные глаза слез. Я едва сдержалась, чтобы не забрать его. Он меня потом за это благодарил. Помню, приехал в первый отпуск. Захожую рано в его комнату, а у него брючки, рубашка, носки — все аккуратно на стульчике сложено. Раньше никак не могла приучить к этому. У меня слезы навернулись, я гордилась.

В ночь трагедии Галине Владимировне приснился сон.

— Будто в гости пришли бабушка, отец и муж, — рассказывает женщина. — А они все умерли. Испугалась и проснулась. А утром выхожу на работу — к дому приезжает военком, его заместитель. Я — жена военного, поняла: что-то случилось. Однако не думала, что такое.

Земсков встречался с 21-летней Еленой Поплевко.

— С Ромой мы познакомились в десятом классе, — рассказывает девушка. — Встречались где-то месяц и перестали. А в позапрошлом году на День святого Валентина созвонились. С тех пор встречались. Я говорила с ним по телефону за несколько часов до трагедии.

Родственники Земскова хотят, чтобы наказали не только водителя.

— Почему до сих пор молчит министр обороны? — спрашивает 47-летний дядя Романа Григорий Литницкий. — Карать нужно не только пьяного водителя, но и того, кто поднял шлагбаум и отдал приказ пропускать машины на полигон.

Галина Владимировна пока не получила компенсацию.

— Военкомат сделал почести, салюты. Деньги на похороны собрали курсанты и офицеры, — говорит женщина. — А верхушка молчит. Они относятся к людям как к мусору. Будто на полигоне умер бомж, а не офицер, который выполнял свой долг. Он бы мог отскочить, но побежал к колонне и несколько шеренг толкнул на обочину.

Романа Земскова похоронили на кладбище Хмельницкого возле могилы отца.

Сейчас вы читаете новость «В колонну курсантов въехал автомобиль». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі