четверг, 13 октября 2011 06:00

11 семей выгоняют из домов

"Приватбанк" отбирает 11 домов у жителей села Великая Березна Полонского района Хмельнитчины. Оказалось, что на людей без их ведома оформили кредиты. Дома — залоговое имущество. 11 октября прокуратура области возбудила уголовное дело.

Крестьяне денег не брали. Выяснили, что их получал 61-летний Николай Бурко, глава фермерского хозяйства "Лан". Большинство обманутых работали в "Лане".

— Я на ферме ветфельдшером был, — вспоминает Александр Степанков, 43 года. — Сдох бычок. Бурко говорит: "Ты виноват. Или выгоню, или возьми кредит под свой дом". Я объяснил, что не дадут, потому что у меня трое детей прописаны. Не давал никаких документов.

Через год Степанковы узнали, что под залог их дома "Приватбанк" выдал 100 тыс. грн кредита. Показали дело, там оказались все необходимые документы — заявление, справка из бюро технической инвентаризации и о составе семьи.

— Из справки выходило, что у Саши нет жены, нет детей. Дом оценили в 100 тысяч? Наш дом никогда таких денег не стоил. Мы обо всем узнали, когда банк заказным письмом сообщил о суде, — говорит Валентина Степанкова, 40 лет. — Присылал письма и раньше, но Бурко запретил почтальйону нам их носить. Приказал нести ему.

Степанковы живут с того, что сдают молоко. Воспитывают троих детей. Финучреждение вынуждает их выплатить всю сумму кредита, проценты и штрафы. Иначе отберет дом.

Старый дом пенсионера Сергея Гуменюка оценили в 140 тыс. грн.

— Со мной было так, — рассказывает Сергей Гуменюк, 71 год. — Встречает Бурко, говорит: приходите ко мне работать, будете получать хорошую зарплату. Я пришел. Он говорит: подписывайся за зарплату. И все. А получилось, что это я отдал дом под кредит. Оценили его в 140 тысяч. В нашем селе никогда хаты так дорого не стоили. За мою никто и 40 тысяч не даст.

40-летний Владимир Карплюк чуть ли не единственный, кто был в банке.

— Бурко вызвал, — объясняет. — Я думал, что по работе. Говорит: подпиши и иди. Я так и сделал. Оказалось, кредит взял. У меня зарплата была 500 гривен, и то ее давали зерном. А по бумагам оказалось, что получаю 3800 гривен.

Ссуды оформляли и на пенсионеров, и на инвалидов. Кое-кто догадывался, что глава общества берет на них кредиты. Разговор шел о нескольких тысячах, которые руководитель предприятия обещал вернуть с нового урожая. В действительности брал сотни тысяч гривен.

—Бурко говорит: мне нужно 20 тысяч кредита на удобрения, — рассказывает Виктор Огородник, 50 лет. — Я же инвалид, не думал, что на меня оформят. А оказалось, бухгалтер Бурко написал, что я получаю 5 тысяч зарплаты. И мой дом оценили в 141 тысячу 300 гривен. Поэтому стопроцентный преступний сговор. Потому что Бурко, его бухгалтер и глава Полонского филиала "Приватбанка" вместе учились.

— Сначала Бурко говорил, что все выплатит, — говорит Валентина Савчук, 47 лет. — А потом стал дурачком притворяться. То с котами говорит, то в собачью будку лезет и гавкает.

Крестьяне идут на двор Николая Бурко. Хозяина нет.

— Я сейчас в психиатрической больнице, — говорит по телефону. — У меня диагноз расстройство личности, связанное с хроническим заболеванием сосудов головного мозга. Во всем виноват мой бухгалтер.

Люди идут к главному бухгалтеру фермерского хозяйства "Лан" 47-летнему Виктору Присяжнюку.

— Я вас просил брать тот кредит? Не делайте из меня крайнего! — с порога кричит тот и закрывает дверь.

— Я себя плохо чувствую. Ничего не могу объяснить, — говорит председатель сельсовета 46-летняя Нина Дончук и выходит из кабинета.

Крестьяне перекрывают ей дорогу.

— Нина! — кричит одна из женщин. — Ты зачем написала, что мои дети прописаны у мамы? Зачем удостоверяла согласие, будто мы не против кредита?

— Люди, вы меня знаете! — в ответ кричит председатель сельсовета. — Я ни у кого рубля не взяла! То, что Бурко так поступил, так Бог его накажет. А я не виновата.

Пытается протиснуться сквозь толпу, кому-то звонит по телефону.

— Не виновата она, видите ли, — говорит вслед Наталия Карплюк, 39 лет. — Мы когда узнали, пришли к ней. Она просила: "Не обращайтесь в прокуратуру, потому что меня посадят". Собрала со всех по 2 тысячи и наняла какого-то адвоката, которого мы в глаза не видели. Полгода водила нас за нос, пока не пришла отписка, что в рассмотрении дела отказали. Сволочь!

От комментариев отказалась и глава Полонского отделения "Приватбанка".

— Я не могу давать комментарии, — говорит 44-летняя Майя Гордийчук. На шее у нее массивная золотая цепь, на пиджаке — золотая брошка, на одном пальце — золотое обручальное кольцо, на другом — перстень с драгоценными камнями. — Могу сказать, что все получили деньги на руки. А куда потом их дели, их дело. Банк хочет вернуть одолженное. А раз нет средств, отберем дом.

Адвокаты крестьян с марта жалуются в милицию и прокуратуру.

— Здесь классическая преступная группа — фермер, бухгалтер, председатель сельсовета, БТИ, банкир, — рассказывает юрист Владимир Ковальчук, 36 лет. — Фермер угрозами заставил взять кредит. Все бумаги оформлял его бухгалтер. Люди никаких документов не сдавали. Нужные бумаги были лишь в сельсовете, поэтому без председателя не обошлось. БТИ проводило оценку. Как оценили сельскую хату в такие суммы, неизвестно. Задействованы здесь и работники банка. Не убедились в платежеспособности клиента.

Кредиты под залог домов на крестьян оформляли в течение 2007–2008 годов. Люди должны вернуть банку вместе с процентами и штрафами около 2 млн грн.

Сейчас вы читаете новость «11 семей выгоняют из домов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

22

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі