среда, 23 мая 2007 14:25

У Стринадюка купил нож Григорий Омельченко

Автор: фото: Марина ВАРИЧ
  На фестивале ”Этноэволюция” Роман Стринадюк (слева) показывает нож и пистолет майору местной милиции
На фестивале ”Этноэволюция” Роман Стринадюк (слева) показывает нож и пистолет майору местной милиции

Роман Стринадюк, 71 год, изготовляет охотничьи ножи, пистоли. Продает их в Косово на Ивано-Франковщине. Вышивальщица Марийка Иванчук говорит, что дядя Роман торгует каждую субботу.

— В начале мая шел сильный дождь. Он простудился, поэтому пришел торговать внук Орест, — рассказывает женщина, раскладывая на лоток вышитые бисером рубашки. — Это впервые за 10 лет. Мы испугались, но он быстро выздоровел.

Высокий худой мужчина в шляпе с кисточками, вышиванке и вязанных носках быстро семенит через дорогу. Серебристый джип проносится перед дедом, обдав его копотью.

— Бог мой, носятся, как сумасшедшие, — мужчина останавливается посреди дороги. Возле столба читает объявление: "Слушание российской попсы может привести к пожизненному заключению". Хлопает в ладоши, смеется.

Здоровается мастер словами "Слава героям". Просит не называть его дедом, а говорить пан. Рассказывает, что три недели назад ездил на фестиваль "Этноэволюция" в Космач.

— Мамочка моя, сколько наехало гостей, — хлопает по штанам. — Чем старее и затертее вещь, тем дороже покупали. У кума взяли старый утюг, которому 150 лет.

Говорит, шел на фестиваль 30 км. Потратил два дня. На ночевку останавливался в селе Шешоры, у двоюродного брата.

Рядом сидит вышивальщица Маруся, пытается заправить черную нить в иглу.

— У него купил нож депутат Григорий Омельченко, — отзывается.

Роман втягивает шею в плечи, смущается. Говорит, что не знал, кому продает нож. Если бы знал, назвал бы сумму побольше. А так взял как у всех — $300. Депутат был в джинсах, крутил нож, говорил: "Хорошо, хорошо". Рассчитался долларами. Космачские подходили к нему, спрашивали: "Когда жить лучше будем?"

Внук, лобуряка, жениться не хочет

Стринадюк достает из кармана платок, вытирает лоб.

— На ярмарке в Австрии один пистоль купил заместитель мэра города Вены. Через 15 минут пришел за вторым, мэр заказал, — выкатывает грудь колесом мастер. — А еще для артиста делал мощовик. Это пустой металлический крест, который с одной стороны имеет закрывающуюся нишу. Он при мне положил туда мощи какого-то святого, говорил — привез из Иерусалима.

Стринадюк трет пальцем висок. Говорит, имя артиста забыл. Рассказывает, что его пистоли не стреляют. Как-то милиционер из Франковска купил, потом приезжал отдавать.

— Я ему показал металлическую скульптуру женщины. Никто не говорит, что она не нужна, потому что к ней можно только прислониться. Он поехал обиженный.

Стринадюк по образованию — инженер, окончил институт нефти и газа. Получил специальность "проектирование и эксплуатация газопроводов".

— Как-то прокладывал газ в косовское художественное училище. Директор увидел на руке кожанный ремешок от часов, украшенный металлическими крапинками. Попросил сделать такой же. Заплатил 40 рублей, а моя зарплата тогда была 125.

А Маруся, — рассказывает о жене, — работала в косовской столовой поваром. Там мы и познакомились в 1953-ом. Мне понравилось, как она готовит ленивые вареники.

Роман месяц ходил к Марусе есть вареники. Потом пришел с букетом ландышей, предложил жениться. На свадьбе оба были в национальной одежде.

— Внук, лобуряка, жениться не хочет, — жалуется дед. — Год назад ездил на заработки в Польшу. Там познакомился с полькой. Кажется, музыканткой, — дед поднимает край шляпы, чешет затылок. — Теперь созваниваются по мобилке. К нам она не приезжала.

Говорит, у самого мобилки нет и он ее не хочет. Потому что жена везде найдет. Спрашиваю, куда ему нужно ходить в его годы.

— Как это куда? — широко раскрывает глаза Роман. — А к девушкам?

Говорит, что у него крепкое здоровье, потому что пьет воду из источника в поселке Городок за 5 км от Косова. Каждое утро проходит такое расстояние под гору, чтобы наполнить пластиковые бутылки.

Стринадюк научил внука делать пистоли и ножи. Но Орест делает кожанные охотничьи сумки. Продает дешево, за 300–400 грн. Все деньги тратит на разговоры с полькой.

У выхода из рынка меня зовет вышивальщица Маруся. Говорит:

— Тот артист, которому делали мощовик, — Николай Гнатюк. Я сама видела. И старик знает его, только называть не хочет.

1926, 20 марта — Роман Стринадюк родился в Косово на Ивано-Франковщине в семье резчика и вышивальщицы
1946 — поступил в Ивано-Франковский институт нефти и газа
1949 — главный инженер Косовского газопровода
1950 — познакомился с поваром Марусей Фросяк
1951 — родился сын Иван
1955 — продал первый кожанный ремень для часов
1971 — дома открыл частную мастерскую
1972 — появился на свет внук Орест
2007 — ездил на международную ярмарку в Австрию

Сейчас вы читаете новость «У Стринадюка купил нож Григорий Омельченко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі