четверг, 22 февраля 2007 17:14

Николай Бeльченко собрал 10 тысяч пар обуви

Автор: фото: Александр ЧЕКМЕНЕВ
  Дмитрий Бельченко показывает сапоги на платформе, модные в 70-х годах
Дмитрий Бельченко показывает сапоги на платформе, модные в 70-х годах

70-летний киевлянин Николай Бельченко коллекционирует обувь. Собрал свыше 10 тыс. пар. Держит их в своей однокомнатной квартире, на даче и в сапожном киоске.

Жду Николая Дмитриевича возле магазина "Детский мир". Коллекционер опаздывает.

— Извините, — издалека машет рукой. — Лег отдохнуть и заснул.

На ногах у него коричневые ковбойские ботинки. В квартире коллекционера над головой висит несколько веревок с женскими туфлями и босоножками.

— Это — японские, XVII век, — показывает черные лакированные шлепанцы с красной и синей полотняными полосками, которые закладываются между пальцами.

Подошва деревянная. На каждой ступне по два каблука: один — на пяте, второй — ближе к пальцам.

— А вот американская офицерская парадная обувь, 50-й размер, — крутит черную туфлю.

В коллекции Николая Дмитриевича есть и обычные валянки. Когда-то хозяин их носил. Рядом — серебристые чешки для балерин. На стене висит черный женский ботинок с широким голенищем.

— Такой Екатерина ІІ обувала, — говорит.

Потом находит желтый унт:

— Это из итальянской собаки, натуральный мех.

Кухня, ванна, туалет тоже завалены обувью.

Николай Дмитриевич приглашает в кафе "Детский мир". По дороге поворачиваем к серой металлической будке. В ней Бельченко чинит обувь клиентов. Внутри она тоже завалена:

— Здесь десять мешков по 50 пар в каждом. И десять мешков еще есть на даче.

Между ботинками лежат старые мягкие игрушки. Хозяин объясняет, что хочет украсить ими витрины.

Такой Екатерина ІІ обувала

— Мы с братом Виктором киоск поставили еще при Александре Омельченко, — рассказывает, вытягивая из сумки потрепанный лист. — Здесь 20 пунктов. Пять лет ходил по разным инстанциям и в каждой платил по 100, 200, 300 гривен. Пришел в последнюю, а мне говорят: "У вас заканчивается паспорт, нужно все заново". Я начал кричать, хотел драться. Написали что нужно задним числом.

В кафе сапожник заказывает зеленый чай. Рассказывает, что хотел, чтобы его коллекцию занесли в "Книгу рекордов Украины".

С чего начали коллекционировать обувь?

— На даче увидел растоптанные белые "лодочки" дочери. Вымыл одну, выровнял, высушил, подкрасил, набил бумагой. Потом понес к знакомому сапожнику. Показал ему старую туфлю и "новую", отреставрированную. Он не мог поверить, что это — одна пара.

Обувь шил мой отец, — продолжает. — А я мечтал стать циркачом или артистом, потому что пел и танцевал. Но отец рано умер. В семье было шестеро детей. Мы начали шить обувь, ездили в Киев продавать ее. На заработанные деньги покупали продукты. Сейчас много нахожу на птичьем базаре. Иногда плачу за пару символических 2, 5, 10 гривен. А одни итальянские ботинки купил за 700.

Говорит, что хочет выставить коллекцию, чтобы ее видели люди.

— Писал президенту Виктору Ющенко — просил, чтобы дали помещение. Выделили мне подвал. Но там жарко — трубы. В ЖЭКе говорят: плати за отопление. Прислали платежку на 870 гривен. ЖЭК меня в подвал не пускает.

У вас есть семья?

— У меня есть 36-летняя дочь Оля и жена Светлана. Жена когда-то работала в Совете министров секретарем. Мы расстались в 1982-ом. У нас была трехкомнатная квартира, разменяли.

Недавно Николай Дмитриевич попал в больницу.

— Поехал на дачу, — вспоминает. — Собирал ягоды... Не помню, как называются. Уколол себе палец. В результате - заражение крови. Долго в больнице лежал. Жена пожалела, забрала к себе. Сказала: "Немного откормлю тебя". Я настолько ослаб, что падал. Но жена поставила условие: до весны разобраться с обувью. Иначе отправит назад в квартиру. А там даже стоять негде. Дочь хочет, чтобы я жил с мамкой, а сама переберется сюда. Но мамка такая, что сегодня — добрая, а завтра психанула, выгнала, и я на вокзале буду, — начинает плакать.

Родные носят вашу обувь?

— Дочь старого не хочет. А недавно говорит: "Подбери мне какие-то ковбойские". Себе я когда-то купил 20 пар по 40–60 гривен. 20 лет их ношу, сам ремонтирую. И костюмов себе нашил. Висят дома в кладовке.

Говорит, что из 1957-го по 1992-й работал закройщиком в ателье в "Пассаже", на Заньковецкой, на Свердлова.

— Милиция, прокуратура, КГБ, ЦК — все у меня обшивались. У меня есть туфли из ткани в виде мужского костюма, даже с бабочкой. А еще есть керамические ботинки, позолоченные туфли, из стекла. Им цены нет!

Николай Дмитриевич собирается дополнить коллекцию обувью известных людей — Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Виталия Кличко.

— Буду давать напрокат, на съемки, в театр. В "Пассаже" предложил один из своих ботинков выставить в витрине для красоты. Они не захотели. А недавно приехал из Одессы один дизайнер, армянин. Увидел в моей обуви кучу деталей, которые можно использовать в современных коллекциях.

1936, 5 октября — родился в селе Путривка Васильковского района Киевской области
1943 — отца Дмитрия в селе расстреляли полицаи
1945 — пошел в школу, но не окончил ее
1947–1955 — служба в армии, был отозван с пороком сердца
1956 — в Киеве работает закройщиком, учеником дяди Григория Коломийца
1957 — устроился в артель "8 Марта"
1957–1992 — закройщик в столичных ателье
1960 — поступил в Киевский техникум легкой промышленности на модельера женской верхней одежды
1963 — женился на Светлане, младшей на 10 лет
1970 — родилась дочь Оля
2000 — начал собирать обувь
2002 — поставил в Киеве киоск для ремонта обуви

Сейчас вы читаете новость «Николай Бeльченко собрал 10 тысяч пар обуви». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

39

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі