среда, 09 ноября 2011 07:00

Борис Афанасьев пил коньяк с Юрием Гагариным

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
 

— Люблю каштаны. Беру два в ладонь и перебираю. Это успокаивает нервную систему. На себе проверил, действительно меньше нервничаю, — профессор 80-летний Борис Афанасьев возле киевской площади Независимости собирает каштаны.

Бросает их в полотняную сумку, поправляет очки, которые съехали на кончик носа.

— Меня могло здесь сейчас и не быть. В 1930-х во время голода чуть не стал жертвой каннибализма. Около года мне было. Жили на Сумщине. Отец — директор школы, мама — учительница. Оба на работе постоянно, меня няня присматривала. Однажды зашла в продуктовый магазин, а коляску со мной на улице оставила. Выходит из магазина — коляска пустая. Подняла крик. Женщина какая-то и говорит: молодой мужчина вышел из магазина, взял ребенка и пошел. Няня кинулась к милиционеру, и буквально за углом того поймали. В его подвале нашли детские кости и черепа. Крал детей и их мясо перемешивал со свининой. Делал котлеты и продавал на рынке. Расстреляли его. А для меня тот день стал вторым рождением.

Борис Анатольевич 25 лет работал в Академии наук, дипломатом в Министерстве иностранных дел. Последние 10 лет преподает в университете "Украина".

— По образованию я дипломат. Учился в киевском интернате для детей — сирот войны. Отец служил в партизанском отряде, где его серьезно ранили. Через несколько лет после победы умер. Нас трое было в семье. Я старший, у матери зарплата небольшая. Так она уговорила нас с братом  в интернате учиться. Здесь было легче жить, чем дома. Государство обеспечивало обувью и одеждой. Имели очень красивую форму, похожую на морскую: черные брюки-клеш и белая рубашка. Кормили не очень сытно. Меню состояло из трех блюд: на первое — капуста с водой, то есть суп-капустник. На второе — капуста без воды, то есть тушеная. На третье — вода без капусты. На столах в зимнее время стояли алюминиевые чайники с рыбьим жиром. Кто сколько хотел, столько и ел. Но ложка на день — обязательно.  Нам это очень помогало, когда не хватало еды.

Интернат им. Мануильского закрыли после 10-го выпуска. Сирот в стране стало намного меньше. Его закончили около 200 людей. Среди них артист Дмитрий Мухарский, отец шоумена Антина, композитор Анатолий Безугленко.

Во время службы в армии Борис Анатольевич встретился с космонавтом Юрием Гагариным.

— Служил в корпусе военных переводчиков в городе Владимир. Помогал преподавать арабам из Сирии и Египта противовоздушную оборону. После занятий часто вместе отдыхали. Сидим как-то в ресторане и видим: идет группа офицеров, а впереди Юрий Гагарин. Арабы и просят: "Давай его за наш столик пригласим". Покупаем бутылку хорошего коньяка и по традиции посылаем Гагарину рюмку с приветом. Вдруг бежит генерал из его свиты: "Вы что, считаете, что мы не можем себе купить выпивку?". Я же объясняю, что это обычай такой. Через несколько минут подходит Гагарин с той же рюмкою коньяку. О том, о сем поговорили, выпили с ним. Потом извинился и пошел к своей компании. Арабы целый вечер потом шутили: "Не буду мыть правую руку, потому что ее жал сам Гагарин".

Несколько лет назад умерла жена Бориса Афанасьева — Людмила. Прожили вместе 56 лет. У него взрослые сын и дочь.

— Трудно, когда первой жена умирает, — опускает глаза. — Мужчины меньше приспособлены к жизни. Живу с дочерью, поэтому легче. А тут она сломала ногу, теперь сам хозяйничаю. Есть вместе готовим: она командует, что класть в кастрюлю, а я делаю все. С Людмилой у нас была любовь с первого взгляда. Встретил ее на катке. Стройная, очень хрупкая была. Вижу, коньки великоваты на нее. Подошел, затянул их правильно, научил кататься. Всю жизнь была мне верна, терпела переезды и съемные квартиры.

Сейчас вы читаете новость «Борис Афанасьев пил коньяк с Юрием Гагариным». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі