Три дня в Харьковской филармонии звучала скрипка Страдивари. 23-летняя японская музыкантша Саяка Шоджи репетировала вместе с местным оркестром. А 9 февраля дали концерт. В Харькове японка уже второй раз. В прошлом году в январе исполняла произведения Прокофьева, а в этом — концерт для скрипки с оркестром Стравинского. Гонорар ей выплатит благотворительный фонд "Ренессанс". Сколько именно, не говорит.
Саяка Шоджи родилась в Японии. Когда ей было четыре года, семья переехала в Италию.
— Моя мама занималась живописью, а я слушала музыку, — рассказывает Саяка. — С пяти лет играла на скрипке. В восемь мне рассказали, что есть волшебная скрипка Страдивари. Я долго мечтала на ней играть.
Скрипка Страдивари — уникальная. Она звучит ярче других. Но показать всю гениальность этого инструмента сможет только настоящий виртуоз. Поэтому играть на ней дают далеко не всем скрипачам. В мире в целом приблизительно 650 инструментов работы этого итальянского мастера. Стоимость каждого около $2–3 млн. Победительнице многих мировых музыкальных конкурсов Саяци Шоджи скрипку предоставил международный фонд "Ниппон", в собственности которого находятся еще четыре инструмента Страдивари.
— Эта скрипка называется "Йоахим", — объясняет Саяка. — Страдивари сделал ее в 1715 году для богатой немецкой семьи. На ней долго играли только мужчины, и когда инструмент взяла в руки женщина, скрипка начала выдавать ужасные звуки. Музыкантша обезумела и вскоре умерла. Я не верила в это, и когда играла впервые, почувствовала, как скрипка не подчиняется. Возможно, это произошло и из-за того, что она до этого долго молчала, а инструменту это вредит. Однако теперь мы с ней одно целое. На это пошло два года тяжелого труда.
Со скрипкой Саяка Шоджи не расстается никогда. Берет с собой, даже когда идет обедать. Не потому, что боится кражи, а из-за того, чтобы никто не повредил. Красть инструмент нет смысла — продать его невозможно, потому что известен среди коллекционеров и экспертов. К тому же скрипка застрахована, а музыкант выступает только в тех странах, где действует страховка. В прошлом году именно из-за этого она не смогла играть в Израиле.
Билеты на харьковский концерт были раскуплены за две недели. Люди сидели на приставных стульях и стояли в проходах. Концерт шел больше 2 ч.
Ежегодно весной комиссия фонда "Ниппон" решает судьбу скрипки на следующий год — передавать ли ее в руки другого исполнителя. Специалисты оценивают отзывы критиков, сколько залов собрал артист и просят объяснить, почему именно он хочет дальше играть на этом инструменте.
Комментарии