четверг, 07 февраля 2008 09:31

Ученые выяснили, что языки развиваются по законам биологии

Результаты исследования показали, что мировые языки развиваются неравномерно, скачкообразно.

Марк Пагель из Университета Ридинга (Великобритания) и его коллеги применили статистические приемы, которые обычно используются в биологии, при анализе трех основных языковых групп мира: индоевропейской, австронези йской и банту. Сравнив часто используемые слова в каждой из них, ученым удалось обнаружить, какие языки происходят от других языков в своей же языковой группе. Это позволило исследователям построить "семейное древо", на котором ясно видны языки-"прародители" и сотни "дочерних" языков.

Если бы они развивались постепенно, без прыжков, то тогда длина каждой "ветви древа" должна была оказаться одинаковой. Ученые, однако, определили, что чем больше язык отличается от "корня", тем сильнее ветвится его собственная "ветвь". Это может свидетельствовать о том, что при каждом делении происходил очередной скачок языковой эволюции. Они также обнаружили всплеск изменений пунктуации в месте отделения одного языка от другого.

В 2005 году Пагель выяснил, что 22% эволюционных генетических изменений разновидностей деревьев приходятся на одинаковые периоды ускоренного их развития. По его словам, языки могут внезапно отделяться от подгруппы, когда небольшое содружество отделяется от большего, чтобы учредить свое обособленное общество. Аналогичным образом, кстати, изменяются и гены, приспосабливаясь к новому окружению.

Коллега Пагеля, Квентин Аткинсон, прибавил, что когда небольшое содружество оказывается изолированным от большего, любые незначительные отличия языка могут усилиться во много раз. Опять же напрашиваются параллели с биологией: процесс эволюционного развития быстрее происходит в небольших изолированных популяциях живых организмов, сообщает Освiтнiй портал