Пандемия коронавируса нанесла удар не только по здоровью населения и экономике Украины. Не менее ощутимым оказался вред, нанесенный системе региональной политики и местного самоуправления. Беда в том, что в Украине есть целое министерство, главной задачей которого является "формирование и реализация государственной региональной политики и политики в сфере местного самоуправления", но недавно назначенный министр развития общин и территорий Алексей Чернышов попросту самоустранился от основного направления работы министерства, пустил ситуацию с реформами, которые касаются регионов, на самотек, чем откровенно подставляет президента и премьер-министра. А тем временем регионы часто жалуются на то, что их бросили один на один с проблемами.
И как пытается в таких условиях действовать Минрегион во главе с Чернышовым? А никак. Вообще. Кто-нибудь слышал хоть о какой-то инициативе Чернышова, направленной на регионы? И это в ситуации, когда реформа децентрализации остановилась, по сути, на полпути и продолжать ее у Чернышова, судя по всему, нет никакого намерения.
На сегодняшний день в Объединенные территориальные громады объединилось только 56% населенных пунктов, и в таком разбалансированном состоянии децентрализация оказалась по факту замороженной. И если до Чернышова реформа по децентрализации активно продвигалась, то уже при нем об этой реформе вообще ничего не слышно, хотя с момента его назначения прошло уже больше месяца. Последнее мероприятие по реформе децентрализации, в котором приняли участие представители Минрегиона, состоялось еще 13 марта, но это была всего лишь публичная дискуссия по внесению изменений в Конституцию, задуманная и начатая еще до прихода Чернышова в министерство.
Да, в условиях пандемии коронавируса вопрос децентрализации отошел на второй план, но ухудшившаяся из-за карантина ситуация с координацией на местах подсказывает, что замораживать реформу на полпути категорически нельзя. И Минрегион прямо ответственен за завершение реформы. Пока за все время пребывания Чернышова на должности мы так и не увидели от министерства ни одной инициативы, направленной на децентрализацию. При чем работы нет, ни с самими регионами, ни с законодательной властью. Для обсуждения не предлагалось ни одной идеи, ни один законопроект не направлен в парламент. Сегодня Министерство просто самоустранилось от административной реформы.
Похоже, министр просто посчитал, что лично для него будет лучше отсидеться в тылу, пока воюют другие, чтобы ненароком не сгореть в этой войне. Тем более, у него перед глазами есть пример министра здравоохранения Скалецкой, для которой ситуация в Новых Санжарах стала чревата политической смертью. Но не нужно забывать, что та же Скалецкая, уходя в обсервацию, действовала в первую очередь как командный игрок, помогая президенту Зеленскому. Чернышов же, похоже, обеспокоен лишь личными перспективами. И ему не откажешь в логике – сейчас выдвигать какие-либо инициативы означает вызывать огонь на себя. Похоже, Чернышов переосмыслил известную сентенцию "не ошибается только тот, кто ничего не делает" и сформулировал ее для себя следующим образом: "не ошибается и не критикуется только тот, кто ничего не делает". Но власть должна объясняться с народом, и это делают и президент, и премьер, и другие министры. Но не Чернышов. Ведь, затаившись на время карантина, можно будет потом, когда все стихнет, показать всем, какой ты белый, пушистый и ничем не запятнанный.
Чем же все-таки занимается ведомство Чернышова в это критическое для государства время? 7 апреля, например, на сайте министерства появилось заявление, призывающее украинцев в срок платить за услуги ЖКХ. Дескать, у предприятий ЖКХ во время эпидемии "выросли траты на дезинфекцию и средства защиты", а из-за того, что украинцы целыми днями сидят дома, "увеличились объемы бытового мусора", да и "добавилось работы по убиранию многоквартирных домов". А потому, считают в министерстве, гражданам сегодня "крайне важно рассчитываться своевременно".
При этом в Минрегионе даже не удосужились вспомнить, что для рядовых украинцев из-за карантина, вынужденного простоя и резкого снижения доходов, а также из-за взлетевших цен на продукты, маски и антисептики стало "крайне важно" как-то сводить концы с концами. Вместо того, чтобы хотя бы попытаться предложить какие-то решения, учитывающие интересы и предприятий ЖКХ, и граждан вроде реструктуризации платежей за коммуналку, у Чернышова не придумали ничего лучше апеллировать к постановлению Кабмина об упрощении порядка предоставления субсидий.
Мало того, что это решение Кабмина и Минсоцполитики, на котором просто пытается паразитировать министерство, напрямую отвечающее за коммунальную сферу, так еще оно в принципе не касается большинства тех, кому адресован призыв Минрегиона "своевременно рассчитываться". Ведь субсидию в нашей стране получают в основном пенсионеры и бюджетники – те категории населения, чьи небольшие доходы меньше всего упали из-за карантина (во всяком случае пока). А вот сегодня самой уязвимой в этом смысле категорией населения оказался условный украинский "средний класс" – мелкие и средние предприниматели, офисные работники в частном секторе, сфера услуг и так далее. Все, кто по документам доходы имеет, и никакая субсидия им не положена, а по факту в последние недели сидят без денег. Для них призыв Чернышова – это разве что издевательство и попытка выжать последнее.
При этом о своих интересах Чернышов во время карантина вовсе не забывает. Так, главным его месседжем в последние дни стал призыв не ставить на паузу проект "Большой стройки" из-за карантина. Дескать, это "затормозит региональное развитие на несколько лет" и приведет к социальному напряжению. И вроде бы с такой позицией трудно не согласится, особенно если думать о том, как стране преодолевать спад экономики после завершения карантина. Нет сомнений, что "Большая стройка" в посткарантинный период должна стать локомотивом экономики, но это будет возможно, если у власти уже сейчас будет новый план. Но никакого плана, как нетрудно догадаться, у Чернышова нет и не предвидится. А все его старания по продвижению "Большой стройки" продиктованы лишь двумя мотивами.
Первый – это обычный пиар, причем пиар не на собственных, а на чужих заслугах. Ведь прямого отношения к тому, что сегодня делается в рамках "Большой стройки" Чернышов не имеет, а все его красивые слова о "первоочередном значении для страны школ, детсадов и больниц" исключительно декларативны. Никаких конкретных предложений из ведомства Чернышова так и не вышло, за исключением разве что создать целевую бюджетную программу для финансирования проектов "Большой стройки". Дескать средств Госфонда регионального развития не хватает, поэтому министерство просит подкинуть из бюджета более 2 млрд. грн., чтобы "не ставить на паузу строительство".
И вот тут на ум приходит второй для Чернышова мотив – эта личная заинтересованность как можно более масштабных бюджетных вливаниях в строительство, которые в Украине очень хорошо умеют осваивать. Ведь министр регионов имеет к строительному бизнесу самое непосредственное отношение. Он и сам в прошлом застройщик, правда с имиджем "недостройщика", ведь большинство его крупных объектов так и не были завершены, и сегодня, по информации СМИ, связан с группой застройщиков в лице Вавриша и Исаенко. Особенно может быть удобно осваивать бюджетные деньги на строительство во время реформы ГАСИ, которую, как и в случае с децентрализацией, Чернышов "поставил на паузу". Ведь сейчас ГАСИ находится в состоянии ликвидации, а три структуры, которые должны перенять ее функции еще не созданы. В таких условиях, да еще и на фоне эпидемии, возможности государства по контролю за строительной отраслью резко сузились. СМИ уже сейчас пишут, что Чернышов сознательно тормозит реформу ГАСИ, чтобы Вавриш и Исаенко и другие его партнеры смогли спокойно продолжать свои проекты без адекватного контроля со стороны государства.
Комментарии
1