четверг, 29 мая 2014 09:00

Гуцулки не выходили замуж за мужчину, который не умел играть на сопилке
5

флоера
бубнист
трясунка

Фильм "Тени забытых предков" в течение 1963-1964 годов снимали в Карпатах. Музыку в фильме исполняет местная капелла Василия Грималюка - Могура, рассказывает краевед Иван Зеленчук. В кадр, правда, из всего коллектива попал лишь бубнист.


"Когда поехали в Киев на киностудию Довженко для озвучивания, то музыкантов мучили больше недели, чтобы они играли. Параджанов все говорил: "Вы не играете то, что надо. Мне не нужна эта музыка, мне надо что-то такое, чтоб я душой почувствовал, что это очень давнее". Они все переиграли, а Параджанов уперся: "Это не то". Ребята уже обиженные, завтра надо возвращаться в Верховину. Они между собой посоветовались: "Может, мы ему сыграем ту музыку, над которой все смеются? Она уже такая старая, что когда ее сыграть среди людей, то над ней начинают насмехаться". Это была музыка, которую Могур знал от дяди. Когда заиграли, Параджанов говорит: "Вот это мне и надо!"


Василий Грималюк уже умер, родом он, как и Иван Зеленчук, из села Зеленое Верховинского района.


"Мы, дети, знали, что этот человек так играет на скрипке, что люди, когда он начинал играть, любую работу оставляли, и шли слушать, - вспоминает Зеленчук. - А уж как говорили, что на свадьбе будет Могур играть, то человек даже если не имел денег - потому что у нас, чтоб пойти на свадьбу, то надо потратиться, - то одолжит, но пойдет на ту свадьбу, если там играет Могур".


"Не дай Бог бы вы не писали "троїсті музики" - это нам навязали, мы никогда никого музыкой не травили, - предостерегает краевед. - Мы говорили капелла. Она состояла из скрипача, - он самый главный - цимбалиста и бубниста, который держал ритм. Еще один играл на сопилке или флоерке, и все. Я еще застал то время, когда почти в каждом доме была скрипка. Поэтому заиграть на скрипке - не считалось, что это большой дар. А если парень не играл на сопилке, то девушки за него старались не выходить замуж. Ведь если он не играет на сопилке - значит, у него есть какие-то проблемы. На обычной пастушьей сопилке на пять отверстий играли все ребята и мужчины. Флоера - уже считался музыкальный инструмент, символ гуцульской духовой музыки. Она имеет шесть отверстий, на ней можно играть сложные мелодии. Своего рода наша флейта. Следующий инструмент - цимбалы. У них 140 струн, а в некоторых - до 175. Передает что-то, что происходит у нас в природе. Без цимбал гуцульская музыка была бы неполная".


Также местные показали Параджанову давние танцы, которые он использовал в фильме. В сцене у Криворивнянской церкви главные герои ленты Маричка с Иваном танцуют вместе с другой молодежью. Танец "трясунка", которые они исполняют, показал Параджанову Иван Кобрий.


"Это еще моя мама знала, - перессказывает Иван Зеленчук, что говорил ему танцор. - А то еще мамина мама знала, что есть такой танец "трясунка". Такой странный древний танец".


В этом году исполняется 50 лет от завершения съемок фильма.

Сейчас вы читаете новость «Гуцулки не выходили замуж за мужчину, который не умел играть на сопилке». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі