вторник, 10 июля 2018 20:30

Право заключать: портреты преступников на оккупированном Донбассе

Право заключать: портреты преступников на оккупированном Донбассе
На оккупированном Донбассе насчитали 100 незаконных мест несвободы, созданных незаконными вооруженными формированиями / фото: totalaction.org.ua

За время вооруженного конфликта в Донбассе многие пострадали в результате грубых нарушений прав человека. Восточноукраинский центр общественных инициатив собрал десятки интервью со свидетелями и пострадавшими в результате таких преступлений

На основе обработанных данных исследователи из Центра создали классификацию преступлений вместе с портретами людей, которые их совершали.

Результаты исследования опубликованы в аналитическом отчете "Война без правил: гендерно-обусловленное насилие, связанное с вооруженным конфликтом на востоке Украины".

Сеть незаконных тюрем

Анализ собранных свидетельств, позволил идентифицировать более 100 незаконных мест несвободы, созданных незаконными вооруженными формированиями в Луганской и Донецкой областях. Здесь, по свидетельству опрошенных, применялось сексуальное насилие. Удалось установить вероятных руководителей и исполнителей преступлений.

Одна из крупнейших незаконных тюрем базировалась в Луганске, в здании областной государственной администрации. В разное время здесь была военная комендатура, руководство ЛНР, а также представители различных организованных вооруженных формирований. Есть свидетельства о двух людях, которые были командирами подразделений тогда, когда здесь совершалось насилие - Сергея Грачева и Игоря Плотницкого.

Национальность катов

Пострадавшие в своих показаниях указывают на ряд лиц, которые проводили допросы и отдавали приказы о жестокого обращения с заложниками. В частности, среди них были "следователи": "В комендатуре меня допрашивал Аркадий Юрьевич Корниевский - следователь следственного комитета ЛНР, бывший сотрудник СБУ. Он сказал, чтобы с меня не снимали наручников, не кормили и не поили", - утверждает пострадавший.

Опрошенные неоднократно указывали на присутствие среди руководящего персонала незаконной тюрьмы граждан РФ:

"Были представители РФ по разведке, бейджики у них были".

"Охрана. Чтобы там понятно было, Плотницкий - там охрана его решала все. Этот, русский, как он говорил: "Я сам офицер, я сам профессиональный военный".

Кроме того, факты говорят о присутствии чеченцев и осетин. В интервью екс-пленная Ирина Довгань вспоминает, как в заключении ей угрожали, что отдадут осетинам на растерзание.

Когда Ирина стояла привязана у столба на площади в Донецке, то чеченец, который привез ее в это место, кричал, что прострел женщине коленную чашечку.

"И он долго прицеливался... Это был ужасный момент... И он выстрелил мимо. А потом меня ударил прикладом, и в плечо, и в бедро", - говорит Ирина.

Преступник как образ: мотивация и последствия

Свидетельство пострадавших позволяют сформировать портреты палачей, насильников, убийц в условиях вооруженного конфликта. В задокументированных случаях сексуального насилия пострадавших били. Им травмировали половые органы электрическим током, насиловали или угрожали изнасиловать, заставляли обнажаться.

"Сам видел как ... вывели совсем раздетого женщину, и повели на второй этаж, где у них была казарма. Там спали и находились другие бойцы их формирования. Ей было примерно лет 25. Меня вывели мыться на второй день, и в то же время вывели мыться ее. На ней была только сверху одежда, а снизу ничего не было. Видно в нее по ногам кровь, понятно было, что над ней издевались", - вспоминает пленник.

Личность людей после совершения подобных тяжких преступлений полностью деформируется, утверждают психологи.

Что мотивирует убийцу к преступлениям разной степени тяжести? Участие в НЗФ стала возможностью для самореализации людей, которые имели склонность к насильственным формам поведения. Об этом красноречиво свидетельствуют бывшие пленные со стороны НЗФ:

"Они делали "Звонок другу", надевали мужчинам провод на уши, а женщинам на соски. Меня заводили в эту комнату, показали, что там есть. Там лежала бит, лежали молоточки. Один из" МГБ "любил выпить и сажал одного из заключенных на кресло, и подключал ток, а еще нескольких мужчин заставлял смотреть на это, зная, что их это тоже ждет", - говорит другой.

Представители организованных вооруженных формирований прибегали к сексуальному насилию, чтобы запугать, унизить, наказать. Чтобы получить информацию или признания, а также удовлетворить половую страсть, говорится в отчете "Война без правил: гендерно-обусловленное насилие, связанное с вооруженным конфликтом на востоке Украины".

Вместо заключения

Никто не имеет права посягать на жизнь и здоровье других людей. Тяжкие преступления, описанные выше, строго наказываются в соответствии с украинским законодательством и международным правом. Рано или поздно когда временно неподконтрольные Украины территории вернутся в состав государства, и непременно встанет вопрос восстановления справедливости. Бывшие кативникы и убийцы отбудут наказание, и после этого им придется снова строить коммуникацию с социумом.

Чтобы не допустить повторения преступлений или совершение самоубийств, уже сейчас необходимо обеспечить адекватную психологическую помощь таким людям с деформированной личностью после убийств и совершение насилия. Ведь им в любом случае придется жить среди нас. Вопрос только в том, государство приложит усилия, чтобы помочь бывшим преступникам переосмыслить ситуацию, или будет игнорировать их

Сейчас вы читаете новость «Право заключать: портреты преступников на оккупированном Донбассе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі