вторник, 23 июня 2020 18:42

Творчество Филипа Гласса далеко от того, что мы привыкли слышать в оперных театрах
5

21 июня на сайте TheatreHD Ukraine показали оперу американcкого композитора Филипа Гласса "Эхнатон". Постановка - английского режиссера Фелима МакДермотта со сцены нью-йоркской Метрополитен-опера. В 2016-м её наградили премией Лоуренса Оливье.

Гласса лондонский журнал Bachtrack назвал одним из самых исполняемых композиторов-современников в 2019 году.

"Древнеегипетский фараон Эхнатон, завороженный Богом солнца, пытается ввести культуру поклонения исключительно одному богу в политеистическом Египте. Некоторые ученые считают его прообразом и предвестником появления авраамических религий. Как бы подчеркивая эти связи, Гласс в своей опере смешивает языки: древнеегипетский граничит с библейским ивритом и языком публики, для которой исполняется конкретная постановка," - рассказывает TheatreHD Ukraine.

"Упоминая о постановке, постоянно обращаешься к категории Времени. Во-первых, сам сюжет - это путешествие к увлекательному древнему Египту, примерно 1300-х годов до н. э. В центре - различные периоды правления фараона Эхнатона - от его восшествия на трон до смерти. Однако вся эта история предстает как воспоминание, давняя историческая легенда, которую мы вспоминаем, находясь в музее. Об этом "воспоминании", балансировании между Временем - древностью и настоящим, нам "рассказывают" костюмы и сценография, решенная в трех временных категориях. Это прошлое, викторианская эпоха, когда проводились раскопки, которые напомнили миру имя Эхнатона, и настоящее время, - отмечает Стефания Олийнык, музыковед, драматург Львовской национальной оперы. - Композитор Филип Гласс обратился к личности Эхнатона из-за его религиозной реформы - поклонение культу Бога солнца Атону. В опере Эхнатон погибает в исходе восстания сторонников многобожия. Современники пытались уничтожить любые упоминания о его правлении.

Автор: www.metopera.org
  В постановке режиссёра Фелима МакДермотта на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера выступили жонглеры Gandini Juggling Company
В постановке режиссёра Фелима МакДермотта на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера выступили жонглеры Gandini Juggling Company

Во-вторых, Время музыкальное. В творчестве Филиппа Гласса опера далека от того, что мы привыкли слышать в оперных театрах. Откажитесь от привычных представлений об ариях, ансамблях, хорах или привычных составах оркестра. Откажитесь от понятия динамики, развития в музыке - стремления к развертыванию, к финалу, к цели. Филип Гласс предлагает Время статичное в музыке, что достигается большим количеством повторов музыкальных фраз и незаметными постепенными изменениями.
Это опера-медитация, где важно не стремление к концу, а погружение в настоящий момент звучания. Однако, мы, конечно, не привыкли приходить в оперный театр, чтобы медитировать. Поэтому здесь заметен замечательный контраст между текучестью музыки и визуальной составляющей с wow-эффектом. Яркие декорации, костюмы, световые решения (Красная сфера Солнца), команда жонглеров в противовес очень медленным, но выверенным во Времени движениям исполнителей".

Партия Эхнатона написана для самого высокого оперного мужского голоса: контратенора. Исполнил американец Энтони Рот Костанцо. "На фоне отсутствия в оркестре скрипичной секции такой высотный контраст добавляет мистическому звучанию оперы густоты и мрачности", - добавляет TheatreHD Ukraine.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запорожец за Дунаем" покорил Петербург, Москву и Ростов-на-Дону

С 23 по 24 июня на сайте TheatreHD Ukraine доступна к просмотру постановка "Травиата" Джузеппе Верди из Метрополитен-Опера.

Сейчас вы читаете новость «Творчество Филипа Гласса далеко от того, что мы привыкли слышать в оперных театрах». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі