вторник, 15 марта 2011 09:48

Украинские правительства мыслят категорией "от транша к траншу"

Автор: фото с сайта www.radiosvoboda.org
 

Новое-старое правительство Николая Азарова в прошлом году в марте породило в обществе ожидания, что в конце концов начнутся реформы, о которых шла речь последних 20 лет. Оно имело полную поддержку президента, вертикаль власти и парламентское большинство для реализации своих законодательных инициатив. Но этими преимуществами Кабинет Министров не воспользовался, считает глава Комитета экономистов Украины 38-летний Андрей Новак:

- Первый важный документ правительства Азарова - бюджет 2010-го - вместо решения экономических проблем заложил несколько мин, которые взрываются до сих пор, - говорит экономист. Главный финансовый документ страны приняли с большим дефицитом. Правительства других стран тоже писали дефицитные бюджеты и привлекали займы. Но кредиты направляли на модернизацию экономики, чтобы окрепнуть во время кризиса. Правительство Азарова долговые деньги направило на проедание. В прошлом году одолжили 114 миллиардов гривен, до конца года страну прокредитуют еще на 107 миллиардов. Из них в проекты развития заложат только 6. Каждый украинец будет должен уже не 10 тысяч, а 12 500. В прошлом году на четверть возросли расходы на содержание государственного аппарата и органы управления. Эта тенденция сохранилась и в новом бюджете - госаппараты проглотят на 31 процент больше. Хотя если бы правительство отказалось так щедро содержать себя, Администрацию президента, Верховную Раду, спецслужбы и бюджетных паразитов на манер "Нефтегаза", "Укравтодора" или так называемой угольной области - это страна жила бы с бездефицитным и даже профицитным бюджетом. И тогда не надо было бы возобновлять кредитную программу с Международным валютным фондом и идти ему на уступки в вопросах внутренней цены на газ или пенсионного возраста для женщин.

Еще один инструмент, которым правительство могло переломить ситуацию - Бюджетный кодекс. Этот документ должен был децентрализовать бюджетную систему. Вместе с тем только законсервировал ее. В прошлом году 80 процентов доходов забирал центр, остальное оставалось на местах. Такого уровня централизации невозможно найти в современной мировой истории. Для примера, в повсеместно централизованной советской экономике соотношение бюджетов было 52 процента против 48. В нынешней Украине нивелирована потребность в местной власти - она практически ничем не распоряжается и не имеет ресурсов для хозяйствования. Ликвидировать последствия аварий в жилищно-коммунальной сфере, ремонтировать дороги - денег нет, надо ехать в Киев и просить.

Налоговый кодекс как третий инструмент экономических преобразований должен был помочь децентрализовать бюджетную систему, упростить процедуру уплаты налогов и справедливо распределить налоговую нагрузку между физическими и юридическими лицами. Вместе с тем большой бизнес получил преимущества, а на плечи среднего и малого легло основное бремя налоговой реформы. Результат мы видели осенью - продолжительные общественные протесты на площадях.

Все три инструмента желаемого результата не дали. Произошел обвал поступлений в госбюджет. Дефицит в 54 миллиарда гривен правительство не ликвидировало, а наоборот - увеличило его еще на 10 миллиардов. Бюджет 2011 года ничем не отличается от документа 2010-го. Структуры доходов центрального и местных бюджетов не изменились. Поэтому возникает вопрос: действуют ли принятые в прошлом году Бюджетный и Налоговый кодексы? Очевидно, опасаясь социальных бунтов после провала своей экономической политики, правительство перенесло на этот год реформу пенсионного обеспечения.

Взять новый кредит, чтобы закрыть финансовую дырку от предыдущего займа - в этом Кабмин Николая Азарова не уникальный. Украинские правительства мыслят временными категориями "один бюджетный год" или "от транша к траншу". Средняя продолжительность деятельности одного Кабмина - год и два месяца. За это время успевают как можно жирнее расписать бюджет для приближенных к себе финансово-промышленных групп. Если правительство по таким же принципам будет верстать бюджет-2012, то мы поднимемся в рейтинге стран, которым угрожает дефолт. А может, и возглавим его. Относительно стабильная гривна не является прямой заслугой действий Нацбанка. Причина этого - низкая покупательная способность в Украине. И простые люди, и предприятия не имеют свободных средств, чтобы формировать высокий спрос на валюту. Гривна тем не менее может покачнуться еще больше, чем  в 2008-ом, так как страна неадекватно активно импортирует на фоне хлипкого экспорта. И вдобавок общий объем иностранных инвестиций за год снизился на миллиард долларов. Капитал обходит страну, в которой невозможно разобраться в налогах, защититься в судах и спрогнозировать, какую экономическую политику проводит правительство.

Сейчас вы читаете новость «Украинские правительства мыслят категорией "от транша к траншу" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі