"В реверсе нефтепровода "Одесса – Броды" заинтересована Россия"

Автор: фото: Александр ГУНЬКО
  Михаил Гончар: ”Второе премьерство Виктора Януковича законсервировало реверсивное использование нефтепровода, а решение об этом было принято во время его первого правления”
Михаил Гончар: ”Второе премьерство Виктора Януковича законсервировало реверсивное использование нефтепровода, а решение об этом было принято во время его первого правления”

Руководитель энергетических программ центра "Номос" 45-летний Михаил Гончар говорит, что достройка нефтепровода "Одесса – Броды" до Плоцка больше зависит от польской стороны.

Насколько важен для Украины нефтепровод "Одесса – Броды"?

— Изменяется не фте транспортная карта Европы. Россия хочет максимально замкнуть транспортировку энергоносителей на российскую территорию с минимумом транзита через другие страны. В 2001 году был построен трубопровод "Суходольная – Родионовская", резко ограничивший транзит нефти через нашу Приднестровскую систему магистральных нефтепроводов. А Балтийская трубопроводная система-1 направила дополнительные объемы российской нефти на Балтику.

Теперь Россия решила строить Балтийскую систему-2 по маршруту "Унеча – Усть – Луга". Этот проект должны реализовать до 2011 года. Тогда придет конец нефтепровод у "Дружба", который почти 50 лет был основным путем поставок российской нефти в страны Европы.

При этих обстоятельствах нефтепровод "Одесса – Броды" остается единственной технической возможностью для Украины обеспечить необходимые поставки нефти для себя. А при условиях грамотной политики еще и транспортировать ее в те страны, которые получали сырье через "Дружбу".

Почему постоянно дискутируют, в каком режиме эксплуатировать нефтепровод: в направлении Европы, то есть аверсном, или в обратном — реверсивном?

— Эта дискуссия не имеет никакого экономического смысла. Ее навязали Украине в 2003 года с целью сделать невозможным европейское направление работы нефтепровода. Тогда завершались сложные переговоры с поставщиками и получателями нефти, проект выходил на стадию предпусковой готовности. Но Россия этому помешала. Ведь аверсно е использование нефтепровода "Одесса – Броды" может привести к уменьшению энергетической зависимости Украины и Центральной Европы от российской нефти. Достижению Россией целей способствовала коррупция в украинских органах государственной власти, продажность политиков, которые шли тогда на президентские выборы.

Но реверсивное использование показало, что никакого экономического эффекта это не дает. Потому что по нефтепроводу пошла не дополнительная нефть, а та, которую Россия забрала из Приднепровской системы магистральных нефтепроводов. На протяжении 2004–2006 годов нефтепровод даже не дотягивал до уровня минимальной рентабельности — прокачивалось лишь несколько миллионов тонн нефти в год вместо обещанных девяти. Лишь в 2007-м прокачали такое количество, но по сниженному вдвое тарифу. С начала этого года объемы упали, поскольку российская "Транснефть" подняла тариф по своей территории. Это сделало использование "Одесса – Броды" в реверсивном режиме еще более невыгодным.

Кроме того, всегда существовала альтернатива — более короткий и экономически более выгодный путь через Приднепровские нефтепроводы. Россияне, которые настояли на реверсе, никогда не могли ответить на вопрос: за что они платят больше? С экономической точки зрения, никакого смысла это не имело. Мотивы были только политическими.

Почему же в этом году украинское правительство запретило аверсно е использование нефтепровода для поставок нефти из Азербайджана?

— Здесь речь идет не о запрещении аверса, а о неприятии предложенного проекта использования трубопровода в этом направлении. Проект был недостаточно прозрачен — об этом свидетельствует наличие офшорной фирмы. То есть за тем вариантом соглашения стояла определенная группа лиц, которые не хотели "засвечиваться". А у таких могут быть другие, а не лишь официально задекларированы намерения. Офшорная компания играет роль реализатора частных интересов. Теоретически в этом нет ничего плохого. Но украинская практика свидетельствует: тандем "государственная компания — офшорная фирма" служит закулисным владельцам последней для использования ресурсов государственной компании в частных интересах без адекватной финансовой отдачи государству. Реверс нефтепровода "Одесса – Броды" является тому примером.

На протяжении 2004–2006 годов нефтепровод даже не дотягивал до уровня минимальной рентабельности

Вторая причина — в проекте соглашения внимание акцентировали на эксклюзивном использовании маршрута. И не только на участке "Одесса – Броды" для поставок сырья на украинские нефтеперерабатывающие заводы, но и на отрезке нефтепровода "Дружба" от Бродов до границы со Словакией и Венгрией. То есть была попытка монополизировать новый маршрут транспортировки нефти. Это противоречит и отечественному законодательству, и принципам Европейской энергетической хартии, которую подписала Украина.

И третья причина — сомнения в том, что офшорная компания имеет контакты с владельцем ресурса нефти и может быть " не фтеспособным" партнером.

Кто же за этим стоит?

— Можно лишь догадываться, кто является основателями компании "Милберт Венчес", которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Вероятно, с уставным капиталом в несколько тысяч долларов, а нефть при этом будет закупать на миллиарды. Поскольку руководители двух западноукраинских нефтеперерабатывающи х заводов высказались в интересах соглашения с этой офшоркой, можно сделать вывод: за этим стоят интересы группы "Приват", которая контролирует те заводы. А также интересы узкой группы руководства "Укртранснефти". Она, судя по молчаливой реакции, одобряет предложенный проект.

А нефтепровод "Одесса – Броды" имеет для Украины стратегический интерес, потому правительство проявило к нему повышенное внимание.

Почему не достраивают нефтепровод до Плоцка в Польше?

— У нефтепровода "Одесса – БродЫ" есть три направления развития. Во-первых, он дает возможность поставлять нефть на два западноукраинских НПЗ. Во-вторых, освоить маршрут с использованием южной части "Дружбы" в Словакию, Чехию, Венгрию, а в перспективе — в Австрию и Германию. А реализация маршрута "Броды – Плоцк" делает возможной поставку нефти на два польские НПЗ — в Плоцке и Гданьске и два восточногерманские — в Шведте и Шпергау. В-третьих, с использованием одной нити "Дружбы" можно поставлять нефть в Беларусь.

Базовым является модуль "Броды – Плоцк". Основной прогресс достигнут в 2003 году, когда этот нефтепровод был зафиксирован как приоритет для Евросоюза в соответствующем документе Европейской комиссии. И до сегодняшнего дня проект "Одесса – Броды – Плоцк" остается единственным украинским, который является приоритетным для ЕС. Украина и Польша подписали тогда межправительственное соглашение относительно его реализации. Но уже пять лет это бег на месте.

Единственный результат — в 2005–2006 годах был разработан бизнес-план и зафиксирована готовность сторон к началу выполнения работ: землеотвод на территории Польши, получение необходимых разрешений в обеих странах и тому подобное. Но потом в Украине сменилось правительство, и это негативно отразилось на воплощении тех планов. То второе премьерство Виктора Януковича законсервировало реверсивное использование нефтепровода, решение о котором было принято во время его первого управления в 2004-м.

Однако все сваливать на украинскую сторону было бы неверно. Польские партнеры виноваты не меньше. Когда нужно было действовать энергично и решительно, они ограничивались словесными декларациями и выжиданием — не сменится ли правительство в Украине, не дестабилизируется ли ситуация. Да и в Польше состоялись кадровые чистки такого масштаба, что за бортом оказались почти все, кто работал над проектом.

В настоящее время опять разрабатывают бизнес-план. Но ничего нового он не будет содержать. Это опять бег по кругу. Мяч сейчас на польской стороне.

Как быстро можно перейти с реверса на аверс?

— На это нужно полгода. Точка отсчета — официальное сообщение "Укртранснефти" о прекращении действия контракта на реверсивное использование трубопровода. Это пока не сделано. Потому вопросы в Секретариате президента должны быть не только к правительству, но и к компании.

Важно запустить нефтепровод хотя бы в режиме минимальной рентабельности. Проектная мощность трубопровода — 40 млн т в год. Первая очередь, которая есть в настоящее время, способна перекачивать до девяти миллионов.

Но в условиях политического хаоса в Украине срабатывают другие факторы — как использовать государственную собственность для получения прибылей в свои карманы. Потому появляются офшорные компании, а не солидные фирмы с реальным, а не бумажным, нефтяным ресурсом.

Сейчас вы читаете новость «"В реверсе нефтепровода "Одесса – Броды" заинтересована Россия"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі